Будущее «Восточного партнерства»

17.03.14

Будущее «Восточного партнерства»

Эксперты МГИМО: Кавешников Николай Юрьевич, к.полит.н.

Разразившийся на Украине кризис прервал переговоры по программе «Восточного партнерства». О будущем проекта, а также интересах, преследуемых ЕС на Украине и перспективах украинско-европейского сотрудничества нам рассказали Владислав Белов (Институт Европы РАН), Николай Кавешников (МГИМО), Ольга Потемкина (Институт Европы РАН), Кирилл Энтин (НИУ ВШЭ), Андраш Раш (Католический университет Петера Пазманя, Венгрия).

<…>

Николай Кавешников: Западным политикам целесообразнее использовать свое влияние на то, чтобы убедить пришедшие к власти в Украине силы начать поиск широкого общеукраинского консенсуса о будущем политическом устройстве страны

Судьбу Украины определяет глубокая разнородность украинского общества. Культурные, языковые и даже экономические различия между западом и востоком страны способствовали неустойчивости политической системы Украины и колебаниям её внешнеполитического курса. Незрелость политической элиты страны также сыграла роковую роль. Вместо попыток найти общенациональный консенсус любые приходившие к власти силы действовали по принципу «победитель получает все». К примеру, при В. Ющенко все силы были брошены на вступление Украины в НАТО вопреки желанию половины украинского народа. При В. Януковиче дело дошло до очевидно политически мотивированного уголовного преследования Ю. Тимошенко. «Политическая борьба» на уничтожение оппонента проходила на фоне углубляющихся экономических проблем и нарастающего недовольства общества в адрес коррумпированных политиков, размахивающих лозунгами «европейского выбора» и «единства с Россией». Негативный вклад в раскачивание «украинского маятника» внесли и недальновидные действия внешних сил. Созданная Евросоюзом логика ложного выбора «либо в Европу, либо с Россией» способствовала поляризации украинского общества. Возникло открытое противопоставление двух проектов структурирования региона: реализуемого Евросоюзом «Восточного партнерства» и интеграционного проекта Таможенного союза ЕврАзЭС. Россия не могла оставаться безучастной к происходящему и смогла убедить Януковича в невыгодности подписания соглашения об ассоциации с ЕС. А дальше кризис стал развиваться по нарастающей, в том числе из-за выходящей за рамки всех международных норм поддержки Майдана со стороны западных стран.

И что же сегодня? Новое «правительство» в Киеве не только имеет низкую легитимность, но и не пользуется поддержкой у половины населения Украины. В Крыму налицо открытое сопротивление и усиление настроений в поддержку независимости полуострова. В восточных регионах страны — молчаливое недовольство и малочисленные (пока) мирные (до каких пор?) акции протеста против киевских властей.

На революционной волне к власти рвутся экстремисты и даже откровенные фашисты. Их немного, но они имеют существенное влияние на Майдан и тех, кто сегодня называет себя правительством Украины. На этом фоне радикализируются даже системные политики. Лидеры Майдана в первый день после прихода к власти отменяют закон о региональном статусе русского языка — не было более актуальных дел? Профашистские формирования пытаются встроить в системы силовых органов. В последние дни дошло до политических «посадок» — возбуждаются уголовные дела против губернаторов и мэров на востоке страны.

И все это на фоне полномасштабного расстройства государственных финансов и видного уже невооруженным взглядом экономического кризиса. И все это на фоне роста обеспокоенности русскоязычных граждан Украины по поводу своего будущего в родной стране и даже по поводу личной безопасности.

Сегодня уровень напряженности подошел к опасной черте. На кону — будущее Украины как государства. В этой ситуации власти в Киеве должны предложить идею, способную примирить расколотое общество. Только они, словами и делами, могут инициировать широкий общеукраинский диалог. Только они могут начать создание такой политической системы, которая способна обеспечить единство украинского народа. Очевидно, что в основу политической системы Украины должна лечь федеративная конструкция. Лишь она позволит обеспечить учет интересов и позиции всех групп населения Украины. Трансформация Украины в федерацию снимет страхи тех русскоязычных граждан Украины, которые сегодня все больше чувствуют себя чужими в родной стране. Только федерализация Украины может снизить существующий в стране накал сепаратистских настроений.

Готовы ли к таким действиям власти в Киеве? Не уверен. Слишком ощутимо в рядах «победителей» влияние экстремистов. Слишком велика эйфория от свержения режима В. Януковича. В этой ситуации ключевую роль могут сыграть те, кто обладает реальным влиянием на киевских политиков — США и страны Европейского союза. Прежде всего Европейский союз. Вплоть до настоящего времени их безоговорочная поддержка лишь укрепляла радикальные настроения киевских революционеров. Политики Европы должны решить, готовы ли они продолжать безоговорочную поддержку киевских властей, в числе которых есть не только радикальные, но и откровенно фашистские элементы? Готовы ли европейцы продолжать безоговорочную поддержку тех, кто начал уголовные преследования политических оппонентов и способствует созданию атмосферы страха на востоке своей собственной страны. Готовы ли европейцы продолжать безоговорочную поддержку тех, чьи действия стимулируют рост сепаратистских настроений у значительной части украинских граждан.

Западным политикам целесообразнее использовать свое влияние на то, чтобы убедить пришедшие к власти в Украине силы начать поиск широкого общеукраинского консенсуса о будущем политическом устройстве страны. Только это позволит снять обеспокоенность русскоязычной части граждан Украины по поводу своей безопасности, культурной идентичности и своего будущего в украинском государстве. И, безусловно, после начала процесса консолидации украинского общества, Европа и Россия должны подключиться к этому процессу, чтобы совместными усилиями содействовать стабилизации политической и экономической ситуации на Украине. Европа и Россия должны совместными усилиями помочь многонациональному украинскому народу создать такую Украину, которая будет не яблоком раздора, а мостом между частями европейского континента.

<…>

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Российский совет по международным делам
Распечатать страницу