Китай и Республика Корея: зона свободной торговли и потенциальные результаты ее создания

28.04.14
Эксклюзив

Китай и Республика Корея: зона свободной торговли и потенциальные результаты ее создания

Эксперты МГИМО: Арапова Екатерина Яковлевна, к.экон.н.

Кандидат экономических наук, преподаватель кафедры связей с общественностью Екатерина Арапова — о том, чего ждать от создания зоны свободной торговли между Китаем и Республикой Корея.

В марте 2014 года завершился 10-й раунд переговоров о создании двусторонней зоны свободной торговли (ЗСТ) между Китаем и Республикой Корея. Стороны уже пришли к соглашению об отмене таможенных пошлин на 90% товарных позиций, выразив стремление в последующем расширить список. Подписание двустороннего соглашения может значительно повлиять как непосредственно на внутреннее экономическое развитие стран-участниц, так и на развитие общерегиональных интеграционных процессов в Восточной Азии.

Можно выделить несколько благоприятных последствий создания двусторонней ЗСТ:

Для обеих стран — стимулирование конкуренции на внутренних рынках. Особенностью отношений Китая и Республики Корея является относительная «симметричность» структуры внешней торговли. В экспорте и импорте преобладают одни и те же товарные группы, имеющие относительно небольшой разрыв в степени конкурентоспособности. В частности, в структуре южнокорейского экспорта в Китай и импорта из Китая первую строку занимают электронные компоненты; кроме того, активно налажен взаимообмен продукцией химической отрасли, промышленной электроникой, изделиями из железа и стали. Таким образом, усиление доступа на внутренние рынки иностранных товаров приведет в гораздо большей степени к стимулированию конкуренции, чем к вытеснению с рынка национальных производств.

Для Республики Корея — накопление экспортных доходов и улучшение состояния торгового баланса. По данным ВТО на 2012 год, доля Китая в структуре южнокорейского экспорта товаров составила 24,5%, при соответствующем показатели по импорту — 15,5%. Показатели по торговле услугами — 15% и 12% соответственно. Профицит торгового баланса в торговле с Китаем на протяжении трехлетнего периода (2010–2012 годы) рос со средним темпом около 13%, достигнув в 2012 году 53,5 млрд долларов США (данные KITA, Корейской международной торговой ассоциации). Ожидается, что создание ЗСТ приведет к расширению экспортных возможностей в первую очередь за счет роста потребления в Китае и, как следствие, расширению профицита торгового баланса.

Для Китая — приток в страну прямых иностранных инвестиций. В последние годы значительно выросла привлекательность китайской экономики для иностранных инвесторов. Темп прироста объема ПИИ, поступивших в экономику Китая в 2013 году, составил 5,3%, а общий объем ПИИ достиг 117,6 млрд долларов США. При этом главными инвесторами в китайскую экономику выступили другие государства Восточной Азии. В свою очередь, Республика Корея активно расширяет прямое инвестирование за рубежом; в 2013 году прирост ПИИ, направляемых за рубеж, составил 12,68%, в то время как прирост привлеченных ПИИ был равен 9%. Китай же выступает для корейских корпораций одним из приоритетных рынков. Причем если раньше корейские корпорации размещали на территории Китая преимущественно сборочные предприятия, то сегодня они переносят на территорию страны производственные мощности. Приток ПИИ может ускорить темпы экономического роста китайской экономики, однако необходимо отметить, что инвестиции корейских корпораций в стратегическом смысле не способствуют переходу экономики Китая на стадию постиндустриального развития. Республика Корея инвестирует в первую очередь в промышленное производство в отличие, в частности, от Японии, которая направляет финансовые средства в большей степени в сферу услуг.

Несмотря на сохраняющиеся противоречия, касающиеся в первую очередь определения статуса «стратегической продукции» (Республика Корея относит к стратегическим товары сельскохозяйственного сектора, Китай же стремится распространить данный статус на промышленные товары), переговоры в рамках создания двусторонней зоны свободной торговли идут гораздо успешнее, чем соответствующие переговоры в рамках трехстороннего партнерства Китая, Республики Корея и Японии.

Подписание соглашение о свободной торговле между Китаем и Республикой Корея может значительно осложнить реализацию общерегиональных интеграционных инициатив. В первую очередь, подписание соглашения станет еще одним препятствием на пути создания трехсторонней зоны свободной торговли Китай-Япония-Республика Корея. Несмотря на регулярные встречи представителей сторон, ключевых договоренностей на трехстороннем уровне достичь так и не удалось. В случае же подписания двустороннего СоСТ, японской стороне придется отталкиваться от договоренностей, уже достигнутых между Китаем и Республикой Корея — по сути, присоединяться к уже созданной зоне свободной торговли. Подобное развитие событий еще больше снизит вероятность создания в краткосрочной перспективе трехсторонней ЗСТ, а соответственно и общерегионального интеграционного объединения в рамках АСЕАН+3, поскольку создание северо-восточной ЗСТ — необходимый этап на пути реализации общерегиональных интеграционных инициатив.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу