Итоги саммита БРИКС: новый уровень мировой финансовой системы

17.07.14
Эксклюзив

Итоги саммита БРИКС: новый уровень мировой финансовой системы

Эксперты МГИМО: Арапова Екатерина Яковлевна, к.экон.н.

По итогам шестого саммита БРИКС, состоявшегося в Бразилии 15–16 июля, были подписаны соглашения о создании Банка развития БРИКС и Фонда международного резерва. Созданные межгосударственные структуры можно расценивать как важный этап в направлении реформирования мировой финансовой архитектуры, вопрос о необходимости которой на протяжении последних лет выступает одним из главных в повестках дня G20, БРИКС, АТЭС и проч.

Создание новых институтов свидетельствует и об изменении баланса сил на мировой арене. Во-первых, наиболее динамично развивающиеся государства БРИКС накопили значительные ресурсы для самостоятельного инициирования создания межрегиональных финансовых институтов, способных своевременно и эффективно реагировать на негативные изменения глобальной конъюнктуры. По данным Всемирного Банка совокупный объем международных резервов пяти стран БРИКС в 2013 г. составил почти 6 трлн долл. Во всех странах-членах БРИКС отмечен восходящий тренд в динамике изменения объемов резервов, а средний темп прироста за период с 2009 по 2013 г. составил 31% (при том, что для Китая и Бразилии данный показатель равнялся 58,2 и 50,4% соответственно).

Во-вторых, сейчас, в отличие, скажем, от 1990-х гг. МВФ уже не способен оказывать эффективное противодействие попыткам создания отдельными государствами на региональном и межрегиональном уровнях дополнительных механизмов страхования рисков от возможных финансовых катастроф. После Азиатского финансового кризиса 1997–1998 гг. инициатива Японии по созданию Азиатского Валютного Фонда (АВФ) подверглась резкой критике со стороны МВФ и администрации США. Оппоненты идеи создания АВФ заявляли о неоправданности формирования новой структуры, ссылаясь на моральный риск (когда кредиторы игнорируют неустойчивое положение заемщика и поставляют ссудный капитал в надежде на получение высоких доходов и помощь международных финансовых организаций в случае кризиса) и дублирование функций МВФ. На тот момент международные финансовые структуры обладали достаточным влиянием для того, чтобы свести на нет возможность реализации инициативы. Однако сегодня ситуация кардинально изменилась, очевидной стала необходимость формирования новой мировой финансовой архитектуры, предполагающей смещение центра тяжести в сторону наиболее перспективных развивающихся стран.

Политика МВФ на протяжении длительного периода времени подвергался жесткой критике. Его «универсальные» подходы к формированию программ антикризисного развития большинства развивающихся государств Азии, Африки и Латинской Америки в 1970–1980-х гг., заключающиеся преимущественно в масштабном сокращении государственных расходов, повышении процентных ставок и введении режима плавающих валютных курсов, в конечном итоге привели к череде долговых кризисов и «потерянному десятилетию» 1980-х.

К тому же ключевые принципы функционирования Фонда уже не отражает реальный баланс сил в глобальной экономической системе: распределение долей в уставном капитале Фонда и, соответственно, голосов при принятии решений о выделении средств на те или иные проекты совершенно не соответствует степени политической и экономической значимости государств на мировой арене, темпам их экономического роста и объемам накопленных резервов. На сегодняшний день США обладают 16,75% голосов, а на четыре наиболее развитых государства (США, Великобритания, Германия и Япония) приходится более 33%. При этом совокупная доля стран БРИКС в распределении голосов составляет лишь 11,03%.

Тем не менее, рассматривать вновь созданные по итогам саммита БРИКС институты в качества полноценных альтернатив МВФ и Всемирному Банку нельзя.

«Глобальными» их в полной полном смысле слова назвать сложно, поскольку их учредителями выступают исключительно пять наиболее динамично развивающихся стран БРИКС, однако это уже и не региональные финансовые структуры. Следует, скорее, говорить о формировании многоуровневой мировой финансовой архитектуры, включающей в себя традиционные глобальные (МВФ и ВБ) и региональные финансовые институты (региональные банки развития), а также возникновении нового уровня, межрегионального, примером которого и являются Банк развития и Фонд международного резерва БРИКС.

С другой стороны, размер уставного капитала обоих структур (100 млрд долл) достаточен как для реализации стратегически важных международных проектов, так и для создания необходимой подушки безопасности в случае острой нехватки ликвидности. При успешном функционировании нового Фонда объемы средств, которые государства-учредители смогут получить на восстановление финансовой стабильности, будут значительно превосходить средства, которые потенциально может предоставить в аналогичной ситуации МВФ. В свою очередь, ожидается, что доступ к ним будет намного проще, кроме того, для их получения государствам-учредителям не придется брать на себя обязательство проводить навязанную извне экономическую политику.

В обозримой перспективе говорить о возможности «вытеснения» традиционных структур вновь созданными в формате БРИКС не приходится. Итоги июльского саммита скорее станут еще одним стимулом продолжить проведение реформы принципов функционирования МВФ. В результате обсуждения вопроса о реформировании существующих международных финансовых институтов и формировании новой мировой финансовой архитектуры в целях повышения глобальной финансовой стабильности на саммите G20 в 2011 г. уже вступили в силу новые условия предоставления займов МВФ (New Arrangements to Borrow — NAB). Размер выделяемых средств возрос с 34 до 369.9 млрд СДР, а число стран, имеющих к ним доступ, был увеличен с 26 до 40. И реформы, касающиеся объемов выделяемых средств и распределении голосов между странами-членами будут продолжены. Таким образом, шестой саммит БРИКС внес значимый вклад как в укрепление мировой финансовой стабильности, так и в усиление позиций наиболее динамично развивающихся стран на мировой арене.

Публикуется в авторской редакции

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу