Судебная система Крыма и Севастополя: проблемы становления

15.09.14
Эксклюзив

Судебная система Крыма и Севастополя: проблемы становления

Эксперты МГИМО: Кремянская Елена Александровна, к.юрид.н.

Доцент кафедры конституционного права Елена Кремянская — о становлении судебной системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

В двух новых субъектах Российской Федерации — Республике Крым и городе федерального значения Севастополе — продолжается формирование судебной системы. Процесс этот непростой, однако имеющий ключевое значение для дальнейшего развития системы власти в этих субъектах, что, безусловно, будет оказывать влияние и на функционирование всей системы власти в России.

Воссоединение Крыма с Российской Федерацией 18 марта 2014 года, изменение государственной принадлежности территории повлекло за собой изменения во многих сферах, в том числе и в судебной системе. В соответствии с положениями ст.6 ФКЗ РФ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя», со дня принятия в Россию Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период. В течение этого периода урегулируются вопросы интеграции новых субъектов в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы страны, в систему органов государственной власти.

Одним из первых шагов российских законодателей после принятия двух новых субъектов в состав РФ стал пакет нормативных актов, регулирующих порядок формирования судебной власти. В частности, в июне 2014 года были приняты следующие законы: ФЗ «О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; ФЗ «Об органах судейского сообщества Республики Крым и города федерального значения Севастополя»; ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»; ФЗ «О создании Двадцать первого арбитражного апелляционного суда и о внесении изменений в Федеральный конституционный закон „Об арбитражных судах в Российской Федерации“».

Принятие данного пакета федеральных законов позволяет обеспечить реализацию конституционных прав граждан на свободный доступ и осуществление правосудия на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя. В соответствии с положениями данных законов в новых субъектах предусматривается создание Верховного Суда Республики Крым и Севастопольского городского суда, а также Арбитражного суда Республики Крым, 24 районных и городских судов Республики Крым, Арбитражного суда г.Севастополя, 4 районных судов г.Севастополя, Крымского гарнизонного военного суда и Севастопольского гарнизонного военного суда.

Пленум Верховного Суда РФ после назначения на должности двух третей от общей численности судей соответствующих судов принимает решение о дне начала деятельности созданных судов. Кроме того, пока не завершен период формирования квалификационных коллегий судей двух новых субъектов, их полномочия осуществляет Высшая квалификационная коллегия судей РФ, а прием квалификационного экзамена осуществляется Высшей экзаменационной комиссией.

Вопросом большой важности при становлении судебной системы является формирование судейского корпуса. Нельзя не отметить, что ситуацию в Крыму и Севастополе в этой связи нельзя назвать стандартной. Здесь играют роль следующие факторы: члены судейского корпуса, действовавшего до 18 марта 2014 года, получили свои должности в соответствии с нормами украинского законодательства, квалифицированы они были по украинскому праву и принимали решения в соответствии с украинским правом. Несмотря на то, что «матерью» российского и украинского права являлось советское право, в последнее десятилетие законодательство уже достаточно существенно различалось, в связи с чем, безусловно, у тех судей, которые исполняли свои обязанности ранее, возникают обоснованные сложности в получении российской квалификации.

Тем не менее, ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» однозначно закрепляет преимущественное право лиц, занимающих должности судей судов, которые действовали на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя в момент принятия Республики Крым в состав РФ, на замещение должностей судей федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Еще одним важным условием для судей новых судов является наличие российского гражданства. Любопытно, что, в отличие от положений закона «О статусе судей в Российской Федерации», федеральный закон, регулирующий порядок отбора кандидатов на судебные должности в Крыму и Севастополе, устанавливает, что «не распространяется предусмотренное подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации требование об отсутствии гражданства иностранного государства в случае, если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от них причин. При этом основной документ, подтверждающий наличие гражданства иностранного государства и заявление об отказе от него передаются в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации».

Как известно, в соответствии с законодательством Украины датой выхода из гражданства является дата издания соответствующего указа президентом Украины. Таким образом, получается, что действующие судьи, возможно, сохранят и украинское гражданство — возникает коллизия. Тем не менее, объяснить эту коллизию вполне возможно переходным периодом, когда вряд ли имеется хотя бы один судья, работавший ранее в украинских судах и прошедший по конкурсу в российские, сформированные на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, который сумел бы полностью выполнить требования украинского законодательства в связи с выходом из гражданства. Соответственно, передача паспорта гражданина Украины и заявления о выходе из украинского гражданства будет, по мнению российских законодателей, будет являться определенной гарантией намерений лица разрешить ту сложную ситуацию, которая возникла у многих лиц в связи с решением вопроса о гражданстве.

Еще одним из условий, предъявляемых к лицам, занимающим должности судей в Российской Федерации, их супругам и несовершеннолетним детям, является запрет открывать и иметь счета, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ. Кризис банковской системы в Крыму привел к тому, что у очень многих проживающих там граждан были «заморожены» денежные средства на счетах, однако с юридической точки зрения вклады и счета сохраняются, теперь уже в иностранных (украинских) банках. В связи с чем все кандидаты на должность судей должны внимательно отнестись к этим требованиям российского законодательства и обеспечить их исполнение.

В начале сентября 2014 года Высшая квалификационная коллегия судей провела отбор кандидатов на руководящие должности в судах Крыма и Севастополя. Кандидаты на вакантные должности отбирались из числа действующих судей; граждан РФ, занимавших должности судей на территории Крыма и Севастополя в момент принятия последних в состав РФ; а также граждан РФ, не являющихся судьями, которые сдали квалификационный экзамен (за исключением граждан РФ, имеющих ученую степень кандидата или доктора юридических наук и почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации).

При проведении отбора учитывались многие факторы. Анализировалось имущественное положение кандидатов, их родственные связи — исключался конфликт интересов, когда ранее в судебной системе должности занимали целые семьи. Безусловно, важным вопросом, который должен учитываться при формировании новых судов, является вопрос борьбы с коррупцией, как это ни печально, широко распространенной ранее в украинской судебной власти на территории Крыма и Севастополя. Данная ситуация учитывается при отборе, но еще необходимо будет сделать многое для того, чтобы сократить коррупционные риски в деятельности новых судов до минимума.

Работа по формированию судейского корпуса продолжается. Следующее заседание Высшей квалификационной коллеги судей назначено на конец сентября этого года. Завершиться формирование судебных органов Республики Крым и города федерального значения Севастополя должно до 1 июля 2015 года. После этой даты дальнейшее формирование и работа органов судебной власти будет осуществляться в обычном порядке, в соответствии с процедурой, принятой на территории России.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу