Кооперация Юг-Юг: вместе сильнее

12.09.14

Кооперация Юг-Юг: вместе сильнее

Эксперты МГИМО: Дегтерев Денис Андреевич, к.экон.н., доцент

Сотрудничество по линии Юг-Юг — это международная помощь, которую одна развивающаяся страна оказывает другой. Однако сами развивающиеся страны выступают категорически против того, чтобы ставить знак равенства между традиционной международной помощью (развитые страны-члены Комитета содействия развитию ОЭСР оказывают ее беднейшим странам мира) и данной формой сотрудничества. О сотрудничестве Юг-Юг редакции РСМД рассказал Денис Дегтерев, к.экон.н., заведующий кафедрой теории и истории международных отношений РУДН, доцент кафедры мировой экономики МГИМО (У) МИД России.

— В чем заключается сотрудничество по линии Юг-Юг? Почему у членов ООН возникла необходимость институционализировать это сотрудничество?

— Традиционная помощь в формате Север-Юг зачастую оказывается бывшими метрополиями своим бывшим колониям. По мнению развивающихся стран, такая помощь по-прежнему носит патерналистский характер и обусловлена целым рядом обязательств — так называемыми принципами благого управления (good governance) [1]. При этом доноры выступают по отношению к реципиентам в качестве менторов. Страны «глобального Юга» считают, что в таких условиях говорить о соблюдении в полной мере принципа суверенного равенства государств (пункт 1 статьи 2 Устава ООН) не приходится.

Пытаясь оградить себя от вмешательства доноров во внутриполитические и внутриэкономические процессы (не отказываясь при этом от их помощи), страны-реципиенты предприняли шаги по продвижению концепции «права на развитие» и обеспечению более справедливых, преференциальных условий для развивающихся стран в международной торговле и других международных режимах. На 6-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в мае 1974 года без голосования были приняты Декларация об установлении нового международного экономического порядка и Программа действий по установлению нового международного экономического порядка. Данные резолюции ГА ООН сыграли важную роль в формировании режима содействия международному развитию. Основные их положения упоминаются в преамбуле Декларации о праве на развитие 1986 года. Кроме того, они повлияли на формат сотрудничества стран ЕС-АКТ (Африка, Карибы, Тихий океан) в рамках Второй Ломейской конвенции (1980—1984 годы).

Вместе с тем с 1970-х годов наблюдается активизация сотрудничества развивающихся стран между собой по линии Юг-Юг. Безусловно, такое сотрудничество существовало и ранее — в рамках Движения неприсоединения, «Группы 77» и Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). На площадке ЮНКТАД, учрежденной еще в 1964 году, вопросы развития международной торговли четко увязаны с проблематикой международной помощи и экономического положения беднейших стран, в отличие от Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ, с 1994 года — ВТО), которое рассматривает либерализацию международной торговли в качестве безусловного блага.

30 августа — 12 сентября 1978 года в Буэнос-Айресе прошла первая Конференция ООН по техническому сотрудничеству между развивающимися странами. Принятый ее участниками План действий включал 38 рекомендаций, направленных на достижение самообеспеченности на основе взаимного сотрудничества в различных областях.

Дальнейшее развитие международных актов в данной сфере отражено в соответствующей резолюции ГА ООН (A/RES/49/96 от 19 декабря 1994 года). В ней обозначены новые направления технического сотрудничества между развивающимися странами в условиях становления рыночной экономики в контексте глобализации. Необходимость опоры развивающихся стран на собственные силы зафиксирована в Декларации ООН о Новом партнерстве в интересах развития Африки (НЕПАД) 2002 года.

— По каким направлениям осуществляется наиболее интенсивное взаимодействие? Какие области нуждаются в развитии?

— Особенность сотрудничества Юг-Юг заключается в преобладании технической помощи, в передаче экспертизы по тем или иным направлениям экономического и научно-технического развития. С этой целью в целом ряде развивающихся государств созданы центры передовых технологий. Страны «глобального Юга» считают, что только они сами в полной мере понимают истинные потребности друг друга и могут предложить оптимальные способы их удовлетворения. Сотрудничество Юг-Юг отличается от традиционной международной помощи тем, что помощь не увязывается с требованиями проведения экономических и политических реформ, а отношения носят партнерский характер. Безусловно, аграрно-сырьевая специализация бывших колоний в системе международного разделения труда поначалу тормозила развитие полноценного сотрудничества.

В рамках принятого в Буэнос-Айресе Плана действий в первые десять лет создавались национальные координационные пункты и разрабатывались процедуры взаимодействия. Во втором десятилетии приходилось, главным образом, адаптировать концепцию сотрудничества Юг-Юг к сложившимся на тот момент условиям. В третьем десятилетии началось расширение торгово-инвестиционных потоков между странами «глобального Юга», активизировались поставки высокотехнологичных товаров и услуг. Например, Бразилия стала мировым лидером по технологии производства этилового топлива (биоэтанола).

Одновременно развивается несколько различных форматов сотрудничества Юг-Юг. На межрегиональном уровне активизировалось взаимодействие стран Африки и Латинской Америки. Было проведено два саммита по сотрудничеству этих стран. Первый прошел в 2006 году в Абудже (Нигерия) с участием представителей 53 африканских и 12 южноамериканских государств. В работе второго саммита, проведенного по инициативе У.Чавеса в Венесуэле в 2009 году, приняли участие руководители 49 государств Африки и 12 государств Латинской Америки. Площадки для данных саммитов были выбраны не случайно: и Нигерия, и Венесуэла — одни из лидеров сотрудничества в формате Юг-Юг. Так, в Нигерии в 2001 году под эгидой Африканского банка развития был создан Нигерийский фонд технического сотрудничества для распространения технологий в странах Африки. В Венесуэле с 1993 года под эгидой Экономической комиссии ООН для Латинской Америки реализуется Программа им. Симона Боливара, также направленная на развитие технологий в странах Латинской Америки. Кроме того, У.Чавес был активным сторонником антиамериканских интеграционных проектов стран «глобального Юга», формирования «оси добра», Боливарианского альянса и других инициатив.

Помимо межрегионального взаимодействия, с африканским континентом активно сотрудничают Бразилия, КНР, Индия, ЮАР. Примечательно, что Бразилия развивает отношения, в первую очередь, с лусофонскими (португалоязычными) странами Африки, опираясь на «инфраструктуру взаимодействия», созданную Португалией для сотрудничества со своими бывшими колониями. КНР также эффективно использует в сотрудничестве с африканскими странами «инфраструктуру взаимодействия», созданную Францией для взаимодействия со своими колониями. Регулярно проводятся саммиты КНР-Африка, Бразилия-Африка.

Отдельно стоит отметить участие развитых стран (например, Японии) в сотрудничестве Юг-Юг на трехсторонней основе. Развитые страны передают часть своих технологий и финансов для стимулирования развития отношений между развивающимися странами.

— Есть ли организации, помимо ООН, занимающиеся этим направлением?

— ООН остается основной площадкой на этом направлении (ключевое подразделение — Управление ООН по сотрудничеству Юг-Юг). Помимо ЮНКТАД, здесь стоит отметить созданную в 1962 году Организацию Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), в рамках которой идет обмен опытом и ноу-хау в области реализации промышленных проектов.

Важную роль в качестве рупора «глобального Юга» и главного инициатора сотрудничества в формате Юг-Юг играет «Группа 77». В 2003 году в Марракешской декларации, принятой на совещании Группы, развивающиеся страны в очередной раз подчеркнули необходимость и даже безальтернативность сотрудничества между собой для выхода на траекторию самодостаточного развития.

Примечательно, что американские эксперты тщательно отслеживают позицию стран «глобального Юга» по вопросам сотрудничества Юг-Юг, в том числе в рамках так называемых подходов третьего мира к международному праву (Third World Approaches to International Law — TWAIL). Первая конференция по данной проблеме (TWAIL–I) была проведена в Гарвардской школе права в 1997 году, вторая (TWAIL–II) — в Школе права Осгуд-Холла Йоркского Университета в Онтарио (Канада) в 2001 году, третья (TWAIL–III) — в Школе права Олбани в 2007 году. В октябре 2011 году в Школе права Университета штата Орегон прошла очередная международная конференция по подходам третьего мира к международному праву (TWAIL–2011). В том же году вышел специальный номер индийского журнала «Торговля, право и развитие», посвященный этой проблеме.

— Какую роль в содействии развитию данного вида сотрудничества играет Россия?

— Россия рассматривает сотрудничество по линии Юг-Юг как важный элемент глобальной архитектуры содействия развитию, дополняющий традиционные формы помощи на данном направлении. В 1960–1980-е годы альтернативным источником международной помощи выступали страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) во главе с СССР и КНР. Сразу после развала социалистической системы хозяйствования «монолитность» в рядах доноров значительно окрепла, что в ряде случаев было чревато принятием субъективных решений о судьбе отдельных реципиентов. В 2000-е годы, по мере развития потенциала «новых доноров» (страны БРИКС) архитектура международной помощи снова становится многообразной.

Безусловно, потенциал участия России в формате сотрудничества Юг-Юг (на трехсторонней основе) в полной мере еще не раскрыт. Речь идет о новых амбициозных проектах в сферах подготовки кадров, добычи природных ресурсов, спутниковой связи, медицины, ядерной энергетики и др.

______________________

[1] Определение понятия «благое управление» содержится, в частности, в Соглашении Котону, заключенном между ЕС и странами АКТ в 2000 году (статья 9, абзац 3): «В рамках политической и административной системы, основанной на соблюдении прав человека, демократических принципов и принципов правового государства, ответственное государственное управление означает прозрачное и ответственное управление человеческими, природными, экономическими и финансовыми ресурсами и их использование для сбалансированного и устойчивого развития. В него входят однозначные правила для административных процедур, прозрачные и ответственные государственные органы, приоритет закона при управлении и распределении ресурсов и осуществление мер, особенно для предотвращения коррупции и борьбы с ней».

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Российский совет по международным делам
Распечатать страницу