Наказание Европы

30.01.15

Наказание Европы

Эксперты МГИМО: Топорнин Николай Борисович, к.юрид.н., доцент

РП попыталась разобраться в непростых отношениях России и Совета Европы, старейшей международной организации Старого Света.

Госдума не стала включать в пятницу, 30 января в повестку дня законопроект об отмене статуса России как главного плательщика взносов в Совете Европы. С этой инициативой выступил депутат от «Справедливой России» Олег Нилов. «За» проголосовали 194 парламентария, пять были «против», один воздержался, остальные не голосовали. Для принятия решения требовалось 226 голосов.

Другой «эсер», Михаил Емельянов заявил в пятницу, что надо окончательно порвать отношения с Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ). «Быть в организации, где нас воспитывают каждый день, как шкодливого школьника, думаю, недостойно великой России», — сказал Емельянов журналистам. «Это организация даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня. Но при этом мы платим огромный взнос в Совет Европы — почти €23 млн. Зачем в ней участвовать, если нас там не хотят видеть?» — задался вопросом депутат.

На днях ПАСЕ продлила санкции в отношении российской делегации и лишила ее до апреля 2015 года права голоса и участия в руководящих органах ассамблеи. Глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков, возглавляющий российскую делегацию на ассамблее, после этого заявил, что Россия до конца этого года прекращает свое участие в ПАСЕ. По словам Пушкова, на повестке дня уже стоит вопрос о выходе России из Совета Европы.

РП попыталась разобраться в непростых отношениях России и старейшей международной организации Старого света.

Черчилль поддержал

Совет Европы был основан в 1949 году, на волне призывов западных политиков к созданию единой Европы, своего рода «Соединенных Штатов Европы». Одним из самых активных сторонников этой идеи был премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Устав организации был подписан 5 мая 1949 года в Лондоне представителями десяти европейских стран — Великобританией, Францией, Швецией, Ирландией, Люксембургом, Нидерландами, Бельгией, Италией, Норвегией и Данией. Штаб-квартиру решили разместить в Страсбурге, близ границы Франции и ФРГ, как символ примирения стран после Второй Мировой войны.

Согласно уставу, целью организации является осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу. Сейчас основными направлениями деятельности организации можно считать правовые и правозащитные вопросы. В 1950 году была разработана Европейская конвенция по правам человека, которую обязано подписать каждое вступающее в Совет Европы государство. Также был создан Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), являющийся судебным органом организации.

Исполнительным органом власти является Комитет министров, который принимает новых членов, бюджет, занимается подготовкой и заключением конвенций и соглашений.

Парламентская ассамблея, членство в которой приостановила Россия, — это консультативный орган Совета Европы, в нем заседают парламентарии из всех стран-членов организации. Именно она принимает все конвенции и резолюции. Резолюции ПАСЕ носят рекомендательный характер.

Как отметил в беседе с РП бывший руководитель Информационного офиса Совета Европы в Москве, доцент кафедры европейского права МГИМО Николай Топорнин, Россия вступила в Совет Европы в 1996 году, чтобы перенять лучшие образцы европейского законотворчества и норм права, получить прямой доступ к европейской законодательной базе данных. «Над правовыми документами, принимаемыми ПАСЕ, работают лучшие юристы Европы, и мы имеем возможность успешно перенимать этот опыт», — отметил эксперт.

В годы «холодной войны» Совет Европы фактически объединял европейские страны, за исключением стран-членов социалистического лагеря, а также западноевропейских стран с авторитарной формой правления (Испания, Португалия, Греция). Отношения между СССР и организацией были сложными, регулярно на заседаниях ПАСЕ принимались резолюции с критикой нарушения прав человека и свободы слова в СССР. После того, как Россия стала членом Совета Европы, европейские парламентарии критиковали российские власти за несоблюдение прав человека, конфликт в Чечне, притеснение СМИ. Первый раз права голоса на заседаниях ПАСЕ Россию лишили в 2000 году, именно из-за ситуации в Чечне.

При этом Россия — один из пяти крупнейших спонсоров организации (ежегодный взнос — более 20 миллионов евро), а также страна с наибольшим количеством парламентских мандатов (18) наряду еще с четырьмя странами.

Конфликт на Юго-Востоке Украины и присоединение Крыма спровоцировали новый кризис в отношениях России с Советом Европы. В апреле 2014 года Россию во второй раз лишили права голоса и исключили из всех руководящих органов. В знак протеста российская делегация не участвовала в работе ПАСЕ на летней и осенней сессии (всего сессии проходят четыре раза в год). А на этой неделе заявила о приостановке своей работы в ПАСЕ до конца года.

Вперед, к победе изоляционизма

Для российской делегации решение ПАСЕ лишь ее голоса «было вполне ожидаемым», — отметил в беседе с РП гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. «Это решение выгодно, прежде всего, США, которое продолжает работать над отсечением информационных потоков из России в Европу», — отмечает политолог. «С нашей стороны — это наказание Европы. Выход России серьезно скажется на авторитете и влияния этой организации. На нас же это никак не повлияет», — считает Алексей Мухин.

«Если брать сиюминутную ситуацию, то, действительно, наше решение никак не отразится на жизни российских граждан, никак не отразится на их правах и свободах. Но, — полагает Николай Топорнин, — дистанцирование нашего парламента от ПАСЕ — это еще один шаг к политике изоляционизма страны». По мнению эксперта, если бы российская делегация не приостановили работу с ПАСЕ, то у нас сохранились бы тесные рабочие контакты с правящей элитой европейских стран. «Мы могли бы свою точку зрения представлять европейским парламентариям, могли бы дискутировать», — отмечает Топорнин. «А теперь получается, что мы теперь можем только констатировать: „Приняли очередной документ, абсолютно не учытывая российскую точку зрения“. Получается, мы сами себя лишили голоса в Европе, возможности доносить до европейских граждан свою позицию».

«Большая часть вопросов в ПАСЕ решаются за чашечкой кофе в кулуарах. Общаются, обмениваются мнениями, находят компромисс. Решить вопрос на пленарном заседании практически нереально, потому что все согласовывается заранее. Поэтому потеря российской делегацией права голоса не очень критична, мы по-прежнему имели бы возможность влиять на решения ассамблеи» — сказал Николай Топорнин. Кроме того, в составе российской делегации есть люди, попавшие под санкции ЕС, например Алексей Пушков. «В ПАСЕ они имели возможность донести свою официальную позицию европейским гражданам на официальном уровне, показать, что мы никакие не диковинные звери», — подчеркнул эксперт.

По мнению Алексея Мухина, «адекватными заменами рупору России в Европе вместо ПАСЕ будут медиаструктуры, вроде агентства «Россия сегодня». «Что касается политических площадок для выражения своих мыслей, то у России их достаточно, например, БРИКС», — добавляет политолог.

Выход там, где вход

«Возможный выход России из Совета Европы для обывателя ничего не изменит, — считает Алексей Мухин, — Напротив, мы сможем освободиться от уз, например, Европейского суда по правам человека. Последнее время многие европейские инстанции, в том числе и ЕСПЧ, принимают решения исходя из политической конъюнктуры. Можно заметить, что все проекты, которые губительно сказываются на репутации российского руководства, сейчас находятся в активной фазе. Это и дело Литвиненко, и дело Ходорковского, т.е. все те дела, где политики выше крыши. Выход из Совета Европы позволит нам игнорировать политические решения ЕСПЧ».

Как пояснил журналистам министр юстиции Александр Коновалов, если Россия выйдет из Совета Европы, то на нее уже не будет распространяться юрисдикция Европейского суда по правам человека. Но, как отметил министр, дела, которые поступили в суд до окончания членства России в СЕ, суд продолжит изучать.

«Это был бы не шаг назад. Это был бы шаг в пропасть. Это было бы движение в абсолютно бесперспективном направлении», — так прокомментировал «Интерфаксу» перспективы выхода России из Совета Европы глава Совета по правам человека при президенте Михаил Федотов.

Глеб ИВАНОВ

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: «Русская планета»
Распечатать страницу