Предвыборная кампания в Израиле: борьба за «лайки» в социальных сетях

25.02.15
Эксклюзив

Предвыборная кампания в Израиле: борьба за «лайки» в социальных сетях

Эксперты МГИМО: Зиновьева Елена Сергеевна, к.полит.н.

На примере предвыборной кампании в Израиле доцент кафедры мировых политических процессов Елена Зиновьева объясняет, как интернет меняет публичную сферу.

Интернет сегодня — неотъемлемая часть политического процесса в большинстве стран мира. Одной из наиболее успешных в плане использования социальных сетей стала предвыборная кампания Б.Обамы в 2007–2008 годах. Удачный опыт политической коммуникации в социальных сетях был затем перенесен на внешнеполитическую сферу, что отразилось и на кадровых решениях. А.Росс, отвечавший за взаимодействие с избирателями посредством социальных сетей, был приглашен на работу в Государственный департамент США, где занимался координацией программ «цифровой дипломатии», направленных на использование каналов интерактивной интернет-коммуникации с гражданами других государств для достижения внешнеполитических целей США.

В 2015 году социальные сети широко используются в ходе предвыборной кампании в Израиле. Выборы состоятся 17 марта 2015 года, и уже за месяц до них кандидаты, стремясь привлечь избирателей, соревнуются в остроумии и креативности. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху в одном из видео-роликов представляется детской сиделкой, намекая, что никто не позаботится о безопасности детей в Израиле лучше него.

При этом израильская политическая кампания едва затронула столь острые проблемы, как предстоящие переговоры по ядерной программе Ирана или усугубляющийся конфликт на палестинских территориях и разногласия с Вашингтоном.

В современных условиях, когда значительная часть избирателей активно пользуются социальными сетями, политики вынуждены бороться за их внимание.

Как показывают статистические данные, политическая коммуникация в интернете, как правило, не способна изменить воззрения граждан с уже сформировавшимися политическими предпочтениями, однако может повысить политическую активность «сомневающихся». Именно за голоса последних и ведется основная борьба в социальных сетях.

В пространстве Web 2.0 наибольшее внимание получает информация развлекательного, часто юмористического содержания, которая вызывает позитивный эмоциональный отклик и интерес у пользователей. Удачный видео-ролик может собрать огромное число просмотров за счет «лайков» и «репостов». Из этого следует, что успешная подача информации в интернете-пространстве не предполагает обсуждение сложных, неоднозначных проблем, с которыми сталкивается общество и государство, так как они не вызывают положительных эмоций и, следовательно вряд ли смогут получить достаточное количество внимания, измеряемого в «лайках». Вместе с тем, подобная практика чревата отвлечением внимания от действительно важных политических проблем, превращением публичной политики борьбу за «лайки». Таким образом, развитие интернета способствует усилению тенденции упадка публичной сферы, о которой писал Ю.Хабермас.

Как заявил президент Израиля Равен Ривлин в ходе выступления в Институте национальной безопасности в Тель-Авиве, «политики стремятся к „креативу“ — созданию политических клипов и слоганов, распространяющихся в интернете подобно вирусам. Однако народ Израиля устал от попыток одурманить его сатирой… Народу нужна стратегия будущего развития, нужна надежда, нужны решения».

Таким образом, интернет продолжает трансформировать политику, как внутри стран, так и на международной арене, создавая новые дилеммы. Одной из них становится использование интернета как канала политической коммуникации в ходе предвыборных кампаний: с одной стороны, это способствует росту политического участия, увеличивая число активных избирателей, с другой — снижает качество политической дискуссии, превращая ее не в обсуждение реальных проблем общества, а в борьбу за «лайки» в социальных сетях.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу