«Онлайн-джихад 3.0»: как ИГИЛ использует современные медиа

17.03.15
Эксклюзив

«Онлайн-джихад 3.0»: как ИГИЛ использует современные медиа

Эксперты МГИМО: Зиновьева Елена Сергеевна, к.полит.н.

Доцент кафедры мировых политических процессов Елена Зиновьева — о медиа-стратегии «Исламского государства».

«Исламское государство» (ИГИЛ) держит весь мир в напряжении своими военными победами и нечеловеческой жестокостью. Вместе с тем, успехи ИГИЛ объясняются не только военным потенциалом, но и продуманной медиа-стратегией. Она основана на использовании политической интернет-коммуникации — распространении через онлайн-ресурсы профессионально смонтированных видеороликов, демонстрации фотографий с места боевых действий, публикации сообщений на разных языках в социальных сетях и блогах и др.

Так, новостные и информационные сообщения ИГИЛ распространяет через социальные сети Twitter и Facebook, которые периодически блокируют страницы исламистов, что, однако, не мешает последним сразу же создавать новые учетные записи. Видеоролики передаются преимущественно через канал Youtube. Кроме того, используются такие онлайн-сервисы, как JustPaste, на котором публикуются итоги военных сражений, и SoundCloud, где выкладываются аудиосообщения от лидеров организации, а также приложения Instagram для обмена фотографиями и WhatsApp для распространения рисунков и видео. Для коммуникации с новообращенными сторонниками используется популярный онлайн-сервис Ask.fm. Когда новообращенные задают вопрос, что делать по прибытии в Турцию или Сирию, они получают ответ «свяжись со мной» — и дискуссия становится закрытой, то есть осуществляется при помощи сервисов мгновенных сообщений и проч.

Таким образом, комбинируются все существующие в интернете каналы коммуникации, как открытые, так и закрытые. Эффект усиливается за счет хорошо проработанных тактики и стратегии.

Интернет-медиа используются ИГИЛ для расширения числа сторонников, привлечения новых бойцов, устрашения врагов и доказательства того, что им действительно удалось создать исламское государство, основанное на религиозных канонах. В западной прессе интернет-стратегию ИГИЛ иронично обозначают как «онлайн-джихад 3.0». Эта стратегия действительно приносит плоды — число мусульман, поддерживающих ИГИЛ, растет как на Ближнем Востоке, так и в странах Запада.

Отметим, что медиа-стратегия ИГИЛ, которую премьер-министр Австралии Т.Эбботт определил как «культ смерти», направлена в основном на молодежь и основана на хорошем понимании современной молодежной культуры. Так, видеоролики, в которых демонстрируются жесткие сцены насилия, вдохновляются популярными голливудскими фильмами и сериалами, такими как «Игра престолов», а также видеоиграми. ИГИЛ умело подбирает информационные поводы (обезглавливание заложников, убийство карикатуристов, разрушение памятников искусства, участие в казни ребенка в роли палача). Действия ИГИЛ можно сравнить с хорошо спланированным спектаклем, призванным постоянно держать онлайн-аудиторию по всему миру в напряжении, вызывать восхищение среди сторонников и страх и панику среди врагов.

Преимуществом интернета с точки зрения подобной стратегии является отсутствие традиционных «привратников» (газет и телевидения, которые ранее имели возможность определять новостную повестку дня и характер подачи информации), что позволяет выйти на глобальную аудиторию. Попытки западных стран противостоять ИГИЛ в среде социальных медиа пока не представляются столь же успешными. Так, Государственный департамент США распространяет сообщения, призванные снять романтический ореол с действий ИГИЛ, используя хэштэг #ThinkAgainTurnAway, однако он не пользуется значительной популярностью.

Многие идеи, на которых базируется пропаганда ИГИЛ, выглядят тщательно продуманными и основываются на ментальных схемах населения арабских стран. В частности, стремление создать исламский халифат возвращает образы былого величия исламской цивилизации. ИГИЛ призывает молодежь, исповедующую ислам, стать частью чего-то великого и успешного.

Конечно, самой по себе медиа-стратегии недостаточно, но она подкрепляет военные победы и расширяет число сторонников. Как полагает авторитетный американский политолог Дж.Най, автор концепции «мягкой силы», в век информации не так важно, кто побеждает — важно, чья история побеждает. ИГИЛ хорошо усвоил эту истину информационного общества.

Жестокость ИГИЛ часто объясняют фанатизмом и средневековым менталитетом, она воспринимается как иррациональная. Однако политический анализ показывает, что за их действиями стоит рациональная стратегия, направленная на привлечение новых сторонников, расширение социальной базы и психологическое воздействие на общества тех стран, которые воспринимаются как враги ИГИЛ.

Основной инструмент этой стратегии — социальные сети и интернет. При этом ИГИЛ придает распространяемой информации узнаваемые по всему миру медийные образы жестокости и насилия, тиражируемые Голливудом и разработчиками видеоигр. Используются не только современные каналы коммуникации, но и молодежная поп-культура. «Мягкая сила» — концепция, впервые разработанная и опробованная странами Запада — сегодня активно инструментализируется ИГИЛ.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу