Как кризис в Йемене влияет на положение Саудовской Аравии в регионе

23.04.15
Эксклюзив

Как кризис в Йемене влияет на положение Саудовской Аравии в регионе

Эксперты МГИМО: Леонид Корольков
Как кризис в Йемене влияет на положение Саудовской Аравии в регионе

Аспирант кафедры прикладного анализа международных проблем Леонид Корольков — о предпосылках и перспективах развития кризиса в Йемене, его участниках и влиянии на общерегиональную ситуацию.

Так называемая «арабская весна» стала импульсом революционных процессов на всем Ближнем Востоке. Йемен не стал исключением. Последовавший за отставкой президента Али Абдаллы Салеха и приходом к власти Мансура Хади трехлетний период нестабильности ознаменовался укреплением хуситов — шиитской секты, ориентирующейся на успех Исламской революции 1979 года в Иране и провозглашающей «смерть Израиля» и «смерть Америки» среди своих основных установок, — и их продвижением к столице с планами последующего выхода к порту Адена.

Возвышение хуситов усилило тревогу в Эр-Рияде, обеспокоенном нестабильностью в Йемене — традиционной сфере влияния саудитов. В ситуации, когда дальнейшее нахождение у власти действующей суннитской верхушки оказалось под угрозой, а президент Хади был вынужден покинуть столицу страны, в Саудовской Аравии решились на крайние меры. Перспективы военной операции изначально вряд ли могли вызвать сомнения у специалистов, принимая во внимание опыт Эр-Рияда в подавлении шиитских восстаний в Бахрейне.

26 марта 2015 года коалиция девяти суннитских стран во главе с Саудовской Аравией начала бомбардировки районов базирования хуситов в Йемене. Параллельно начали обсуждаться планы по проведению наземной операции с участием частей египетской армии как костяка наземных суннитских сил. В связи с обстановкой, в регионе резко возросло количество американских военных экспертов и советников для оказания «логистической и разведывательной поддержки» саудитам. В апреле США также увеличили свое военно-морское присутствие в регионе (21 апреля в дополнение к другим кораблям, среди которых два эсминца, два минных тральщика и три десантных судна, к берегам Йемена были направлены авианосец «Теодор Рузвельт» и ракетный крейсер «Нормандия»).

Тем не менее, хуситы продолжают борьбу. Гуманитарная ситуация в самом Йемене только ухудшается в результате продолжающейся операции коалиции. Внутриполитическая ситуация дополнительно обостряется из-за присутствия группировки «Аль-Каида на Аравийском полуострове» на юге страны, а также омрачается перспективой проникновения бойцов т.н. «Исламского государства» (ИГ).

Йемен, таким образом, является квинтэссенцией проблем «поствесеннего» арабского государства, концентрированной копией Ирака. Шиитско-суннитское противостояние достигло здесь масштабов войны. При этом наиболее пассионарными и влиятельными силами в стране являются террористы обоих лагерей: «Аль-Каида» (а в перспективе и ИГ) и «Ансар-Алла» (хуситы). Местным жителям — суннитскому большинству и относительному (более 40% населения страны) шиитскому меньшинству — не из кого выбирать: светская власть не способна сплотить население и гарантировать безопасность. Происходит это по причине того, что многочисленные крупные йеменские племена, вооруженные лучше, чем отряды регулярной армии, противостоят друг другу в борьбе за власть и влияние. Обострение этой борьбы по линиям «шииты — сунниты», «суннитские племена — другие суннитские племена» и «хуситы — правительственные войска» затрудняет поиск путей разрешения текущего кризиса, в том числе с участием внешних сил.

Что касается региональных держав, непонятным остается, какой итог конфликта можно будет считать победой для коалиции. Устранение угрозы хуситов, скорее всего, дополнительно укрепит позиции исламистов, что не только не поспособствует стабилизации ситуации в Йемене, но даже не облегчит положение тех же саудитов. Расхожее мнение о том, что именно Эр-Рияд спонсирует террористов, не учитывает, что финансовая помощь осуществляется отдельными шейхами и оппозиционными племенами через специальные благотворительные фонды и что такие организации, как «Аль-Каида» и «ИГ», традиционно выступают против монархического режима Саудовской Аравии и являются не меньшей угрозой его стабильности, чем бунтующие и подстегиваемые Ираном шииты Залива.

Позиция самого Тегерана в данной ситуации очевидна. Иранцы не могут открыто поддержать хуситов в силу отсутствия достаточных военных и логистических возможностей: основные силы, используемые за пределами Ирана, направляются в Ирак и Сирию. Политическая конъюнктура, в частности контекст переговоров по иранской ядерной программе, также вынуждает их выступать с достаточно скромных и мирных позиций. В такой ситуации ключевую роль играет дипломатия: Тегеран выступил с инициативой, которая была направлена генсеку ООН и в рамках которой сторонам конфликта, то есть хуситам и действующему правительству, было предложено прекратить огонь и обеспечить доступ в страну гуманитарной помощи. Йеменское правительство, понимающие шаткость своего положения, ответило отказом, назвав предложение Ирана «политическим маневром».

Роль США в данном конфликте заключается не только в естественной помощи сателлитам-саудитам, выступающим против террористов, которые открыто заявляют о том, что «Америка — враг». Американцы в данном случае сталкиваются с множеством проблем, причем в основном политических и имиджевых. Во-первых, они вновь участвуют в военной операции коалиции государств на территории другого государства, во-вторых, противостоят одной террористической угрозе в ущерб усиления другой, гораздо более распространенной и опасной. В-третьих, вновь не покидает ощущение реакционности и вторичности американских действий ввиду отсутствия четкой стратегии и очередной «неожиданности» развития событий для Белого дома, как это происходит на протяжении всей «арабской весны».

Наконец, с нашего угла виден очередной пример политики двойных стандартов со стороны Белого дома: по словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, США поддержали сбежавшего президента Йемена, но не оказали такой поддержки экс-президенту Украины. Таким образом, в одном случае американцы постарались обозначить путь стабильности, признать легитимность действующей власти, в другом — способствовали дестабилизации ситуации.

Йеменский кризис показателен с точки зрения текущего положения в регионе Саудовской Аравии. С одной стороны, проявляется потенциал Королевства как регионального лидера: инициативы Эр-Рияда способны сплачивать партнеров по Заливу и важных игроков, таких как Египет и Иордания, а также привлекать к решению проблем Вашингтон. Саудиты обладают широкими правами на обеспечение собственной безопасности и укрепление авторитета как минимум в рамках Персидского залива, что было продемонстрировано ранее в Бахрейне, а сейчас иллюстрируется на примере Йемена.

С другой стороны, региональная конъюнктура складывается не в пользу Саудовской Аравии. Несмотря на ее активное противодействие, на Ближнем Востоке крепнут силы, в перспективе способные стать угрозой самому существованию саудовского государства. Во-первых, шииты, возвращающие «должок» в Ираке и странах Персидского залива при поддержке Ирана, стабилизировавшего свое внешнеполитическое положение при президенте Роухани. Во-вторых, крупные террористические группировки, распространяющие влияние по всему региону и занимающие отдельные территории суверенных государств.

Нагнетаемое нарастание шиитско-суннитского конфликта в этой связи крайне не выгодно Эр-Рияду, так как усиливает наиболее радикальных представителей обоих лагерей, оставляя Саудовскую Аравию в группе «умеренных» суннитского лагеря — возможно, к удивлению самих саудитов. В такой ситуации Эр-Рияду необходимо приложить все усилия для стабилизации региона, сплочения его основных игроков, укрепления интеграционных группировок, в том числе Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).

Решение йеменского вопроса в данном контексте представляется крайне сложным вызовом, требующим в равной степени настойчивости и тонкого понимания возможных последствий военного вторжения, которое неизбежно приведет к дополнительному нагнетанию напряженности в «подбрюшье» Саудовской Аравии.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу