Воевать без оружия, торговать без прибыли... О визите Синдзо Абэ в США

30.04.15

Воевать без оружия, торговать без прибыли... О визите Синдзо Абэ в США

Недельный визит японского премьер-министра Синдзо Абэ в США оставил весьма неоднозначное впечатление. Создается ощущение, что этот визит был необходим прежде всего самим американцам. В ситуации, когда провозглашенный в 2011 г. разворот США в Азию [1] идет гораздо более низкими, чем ожидалось, темпами, американцам именно сейчас необходимо активно демонстрировать единство и взаимопонимание со своими азиатскими союзниками в вопросах региональной безопасности и экономического сотрудничества. На протяжении всех послевоенных десятилетий безропотно следующая в американском фарватере Япония на эту роль подходит лучше других. В результате основные результаты визита ограничились двумя пунктами: была в очередной раз подтверждена ключевая роль американской системы безопасности в АТР и разрекламирована американская торгово-экономическая инициатива создания Транс-Тихоокеанского партнерства по сути невыгодная самой Японии.

Что касается американской системы безопасности, то тут главная роль была отведена обнародованию очередных «новых» принципов двустороннего японо-американского сотрудничества [2] в области безопасности, которые обновляются примерно каждые 20 лет (1978 [3], 1997 [4]). Нынешнее обновление носило скорее демонстрационный и пропагандистский характер, так как в саму суть документа фактически не было внесено никаких значительных содержательных изменений кроме негласного назначения Китая на роль главного врага (в 1978 г. это был Советский Союз, в 1997 г. Северная Корея).

Формально, усиливая воинственную и агрессивную риторику, якобы расширяя географию и наделяя Японию более широкими полномочиями, США на самом деле решают исключительно собственные тактические задачи и в очередной раз подчеркивают подчиненную роль Японии, не позволяя ей проводить действительно самостоятельную политику в вопросах безопасности. Всячески поощряя более активное участие японских военных в международных (читай американских) операциях за рубежом, США в то же время последовательно избегают открытых призывов к отмене или пересмотру 9-й (так называемой «пацифисткой») статьи японской конституции [5], которая фактически лишает Японию возможности самостоятельно обеспечивать собственную безопасность. Эта статья уже давно не отражает реальной ситуации, но по-прежнему гарантирует полную зависимость Японии от США в вопросах безопасности.

Второй важной задачей США для выстраивания эффективной системы безопасности в АТР является смягчение обострившегося конфликта Японии и Южной Кореей, эффективное взаимодействие которых жизненно важно для американцев. Если в прошлые годы США делали акцент на двусторонних договорах безопасности, создавая так называемые «спицы зонтика», то сейчас настало время натянуть полотно между спицами и наладить сотрудничество напрямую между американскими союзниками в регионе, что и было уже сделано, например, между Японией и Австралией [6]. В этом контексте давно тлеющий, а в последнее время серьезно обострившийся конфликт между Японией и Южной Кореей совершенно не входит в американские планы. В ходе визита японского премьера в США была предпринята попытка решить эту проблему. Так, особое место в эпохальной речи [7] японского премьера перед американским конгрессменами было уделено извинениям за поведение Японии в годы Второй мировой войны. Однако, результат не удовлетворил корейскую сторону. Абэ практически ничего не сказал о реальных преступлениях и бесчинствах японской военщины (в том числе о так называемых корейских «женщинах комфорта» [8]), ограничившись общим осуждением человекоубийства и данью памяти погибшим в годы войны американским солдатам.

Что касается поддержки торгово-экономического вовлечения США в Азиатско-Тихоокеанский регион, то тут японский премьер с большим энтузиазмом агитировал [9] американских конгрессменов поддержать формирование Транс-Тихоокеанского партнерства, проект соглашения по созданию которого Обама надеется представить на рассмотрение Конгресса в конце 2015 г. Новая «мега» зона свободной торговли была инициирована одновременно с провозглашением американского поворота в Азию в 2011 г., она должна стать важным доказательством реальной способности США диктовать свои правила игры не только в политике, но в экономике Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако, данный проект весьма противоречив по своей сути, и за четыре прошедших года переговорный процесс не достиг практических результатов. Снимая трансграничные торговые барьеры между 12-ю странами участницами, данный механизм в то же время окажет однозначно негативное влияние на положение отдельных отраслей экономики как в самих США, так и в Японии. Более того, много раз заявлялось, что ТТП нацелено прежде всего на изоляцию Китая, а это в перспективе экономически невыгодно ни США, ни Японии. В японском правительстве до сих пор нет единогласия относительно необходимости присоединения Японии к данному мега-блоку, более того существует очень сильное лобби, в первую очередь, сельскохозяйственное и автомобильное [10], активно осуждающее участие Японии в переговорах по ТТП. Учитывая отсутствие консенсуса внутри Японии, энтузиазм относительно перспектив ТТП, продемонстрированный Абэ в его речи перед американским Конгрессом вызывает недоумение.

Существует очень сильное лобби, в первую очередь, сельскохозяйственное и автомобильное, активно осуждающее участие Японии в переговорах по ТТП.

Скорее всего, главной причиной проявленной японским премьером активности, является стремление в очередной раз во всеуслышание утвердить ключевую роль США в вопросах не только безопасности, но и экономического развития АТР. Создается впечатление, что на данном этапе Япония не готова менять парадигму своего внешнеполитического поведения и ради США она готова пойти на многие жертвы. В то же время понятно, что для адекватного противопоставления себя Китаю, растущая активность которого была единогласно признана американским и японским лидерами как основная угроза региональной стабильности, Японии недостаточно слепо подчиняться воле США, а нужно предлагать самостоятельную внешнеполитическую и экономическую повестку.

  1. www.foreignpolicy.com/2011/10/11/americas-pacific-century
  2. www.mod.go.jp/e/d_act/anpo/pdf/shishin_20150427e.pdf
  3. www.mod.go.jp/e/d_act/anpo/19781127.html
  4. www.mod.go.jp/e/d_act/anpo/19970923.html
  5. www.japan.kantei.go.jp/constitution_and_government_of_japan/constitution_e.html
  6. www.thediplomat.com/tag/u-s-japan-australia-trilateral-strategic-dialogue
  7. www.asia.nikkei.com/Politics-Economy/International-Relations/Full-text-of-Abe-s-speech-in-US-Congress
  8. www.politico.com/story/2015/04/shinzo-abe-wwii-comfort-women-117423.html
  9. www.foreignpolicy.com/2015/04/29/japans-abe-sells-trade-deal-to-congress
  10. www.canon-igs.org/en/column/macroeconomics/20150421_3077.html
Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Российский совет по международным делам
Распечатать страницу