Коран и война в мусульманском мире

12.05.15

Коран и война в мусульманском мире

Эксперты МГИМО: Рыжкова Екатерина Александровна, к.юрид.н., доцент

Сегодня в мусульманском мире разразилось большое количество войн, во многих из которых, помимо иностранных вооруженных сил, участвуют сами мусульмане.

Не будем останавливаться на пагубности военного решения любого конфликта, чреватого гибелью не только участвующих в них вооруженных сил, но также и многих мирных жителей, оказывающихся заложниками такой агрессивной политики определенных кругов. В этом контексте, помимо призыва к мирному регулированию любого конфликта, хотелось бы напомнить, особенно участвующим в вооруженных конфликтах представителям Ислама, отношение к этому Шариата. Сегодня это приобретает особую важность, с учетом провозглашаемой от имени Шариата определенными кругами «политики очищения от неверных», в частности, так называемым «Исламским государством».

К убийству человека Шариат относится очень серьезно. Ценность человеческой жизни не раз провозглашается в Коране. Однако еще ни одно общество не может похвастаться полным отсутствием убийства. Страшнее, когда народ идет на народ, брат — на брата. Сегодня мусульманский народ, к сожалению, все более ввязывается во внутримусульманские вооруженные урегулирования конфликтов, участвуя в убийствах мусульманского народа. Как такое возможно, и что по этому поводу говорит Коран?

Отношение к убийству в Коране однозначное: «Кто бы сознательно ни убил мусульманина, наказание ему — Геенна, и пребудет он там навечно. Аллах гневается на него и проклинает его, Аллах приготовил для него страшное наказание» (4:93).

Вместе с тем в последнее время на Востоке стали появляться организации, которые провозглашают себя в качестве «единственных истинно верующих мусульман». Многие из них преобразовались в террористические организации, такие как «Ансар Бейт аль-Макдис», Боко Харам, «Аль-Каида на Аравийском полуострове», присоединившиеся впоследствии к ИГИЛ — «Исламскому государству Ирака и Леванта». Возможность создания такой организации предусматривал еще Посланник Аллаха, что нашло свое закрепление в хадисах (преданиях о словах и действиях пророка Мухаммеда). Одними из крупнейших сборников хадисов являются труд Муслима ибн аль-Хаджжаджа (821–875 гг.) — Сахих Муслим (مسلم‎‎ صحيح), и работа имама аль-Бухари (810–870 гг.) — Сахих Аль-Бухари (البخاري‎‎ صحيح). Согласно хадису 1066 Муслима и хадису 1436 (3611) аль-Бухари, Посланник Аллаха сказал: «В конце времен выйдет народ, зубы у них будут молодые, мозги — глупые, будут (всего лишь) произносить самое лучшее, что может произнести творение — будут читать Коран, но только своими глотками. Они пролетят сквозь вероустав, как стрела пролетает цель насквозь. Когда встретите их, то убейте их. Истинно, в убийстве их награда перед Аллахом в День Представания тому, кто убьет их».

Тогда речь шла о хариджитах, но сегодня этот хадис стал очень актуален, ибо все свои действия ИГИЛ оценивает с точки зрения Корана, не поняв его основной сущности, что истина бывает только одна и принадлежит она Богу. Свое однозначное осуждение учения хариджитов высказал и хафиз Ибн Касир ад-Димашки (1301–1373 гг.) в своей книге «Аль-Бидая ва-н-Нихая» — «Начало и конец» (البداية ‏والنهاية) (10/584):«Из того, что сделают (хариджиты) с исламской общиной (умма), когда они окрепнут, если все-таки окрепнут, то, непременно, посеют нечестие по всей земле, как в Ираке, так и в Шаме. И не пощадят они ни мальчика, ни девочку, ни мужчину, ни женщину, потому что люди, по их мнению, разложились настолько, что невозможно их исправление, кроме как убив их всех».

Именно такую картину можно наблюдать сегодня на территориях, занятых ИГИЛ. Но исламский мир встал на защиту своих основ от посягательства ИГИЛ.

Ни один мусульманин, принявший сердцем и разумом идеи Ислама, не хочет допустить убийство человека, как мусульманина, так и немусульманина, пусть он и неверный, т.к. с точки зрения Ислама встать на путь истинной веры человек может в любой момент своей жизни, даже на пороге смерти. Ведь «верующие — только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, потом не испытывали сомнений и боролись своими имуществами и своими душами на пути Аллаха. Они — искренние» (49:15).

С неверными же можно бороться лишь в одном случае, когда они приходят захватчиками в исламский мир и ломают его религиозные устои, традиции, нравственность — «Не повинуйся же неверным и борись с ними этим великой борьбой!» (25:52).

Коран защищает всех людей, которые приняли единого Бога, также как и места поклонения. Ведь нельзя забывать, что вплоть до конца ХХ века ни один храм, церковь, место моления не были осквернены и разорены в арабском мире. Их защита рассматривается Исламом как основа веры и любви. «И если бы не защита Аллахом людей одних другими, то разрушены были бы скиты, и церкви, и места молитвы, и места поклонения, в которых поминается имя Аллаха много» (22:40).

И хотелось бы завершить этот экскурс хадисами 10 и 11 из Сахиха Аль-Бухари, согласно которому Пророк сказал, что «Мусульманин — это тот, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками», поэтому и Ислам лучше у тех, «кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками». Именно поэтому в случае возникновения конфликта истинный мусульманин будет защищать мир для блага мусульманской уммы и людей Писания.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: «Новое восточное обозрение»
Распечатать страницу