Ваххабизм как культурное наследие: зачем Саудовская Аравия возвращается к истокам?

05.06.15
Эксклюзив

Ваххабизм как культурное наследие: зачем Саудовская Аравия возвращается к истокам?

Эксперты МГИМО: Леонид Корольков
Ваххабизм как культурное наследие: зачем Саудовская Аравия возвращается к истокам?

Аспирант кафедры прикладного анализа международных проблем Леонид Корольков — о развитии властями Саудовской Аравии города Эд-Диръии и значении этого проекта для идентичности саудитов.

В последние дни много шума среди экспертов-ближневосточников и интересующейся общественности наделала статья The New York Times «Saudis Turn Birthplace of Wahhabism Ideology Into Tourist Spot». В ней подробно рассказывается о том, как власти Саудовской Аравии превращают небольшой город Эд-Диръия — колыбель ваххабизма и родину правящей династии Саудов — в туристическую мекку. Мнения читателей, в большинстве своем негативные, разнились от «саудиты вновь открыто демонстрируют свою приверженность ваххабизму, т.е. радикальному исламу» до «они разрушают исторические постройки для строительства современных отелей».

В действительности ситуация крайне проста и имеет ряд традиционных ближневосточных и типично «заливных» черт. Государства Персидского залива имеют небогатую историю. Несмотря на наличие исламских святынь, эти страны нельзя назвать колыбелью арабской цивилизации, которыми традиционно считается Каир, Багдад и Дамаск. «Арабская улица» относится к государствам Залива недоверчиво и с некоторой завистью к их углеводородной удаче. Что касается уммы, влияние «заливников» гораздо более обширно, однако и в этом случае оно в большей степени происходит от огромных денежных вливаний в различные исламские фонды по всему миру и лишь в Саудовской Аравии обусловлено также наличием святынь.

Таким образом, все эти государства стремятся всячески подчеркнуть свою «исламскость», «арабскость» и историчность. Некоторые строят «исторические места» с нуля. Так, в 2006 году в столице Катара появился искусственный «традиционный» рынок «Сук Вакиф» — ныне одна из главных достопримечательностей Дохи.

Саудовской Аравии в этом смысле повезло больше: здесь есть действительно исторические места — и их достаточно лишь правильно раскрыть. Традиционные «заливные» способы — развивать инфраструктуру, строя отели, небоскребы, паркинги и рестораны, — у многих вызывают вопросы, однако в случае с Меккой это работает и с туристической, и с имиджевой точек зрения.

Теперь саудиты решили взяться за Эд-Диръию — небольшой город к западу от Эр-Рияда, центр которого в 2010 году был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В конце XVIII века это место было столицей первого саудовского государства, успешно просуществовавшего более 50 лет и уничтоженного Османской империей. Именно в Эд-Диръие Мухаммад ибн Сауд принял учение Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба — момент, ставший отправной точкой истории государства Саудов на Аравийском полуострове.

Для современной Саудовской Аравии, переживающей нелегкие времена, оказавшейся в центре большинства узловых региональных проблем, возвращение к истокам — как глоток свежего воздуха. Проект восстановления и развития Эд-Диръии ориентирован как на другие страны, так на собственное население.

С одной стороны, саудиты стремятся вернуть доброе имя исламским идеалам Королевства, продемонстрировать ориентированность на веру, религию и ее истоки, а не на экстремизм. В современных реалиях звучит утопически, однако инициаторы проекта пытаются использовать эту возможность показать: «Ваххабизм — это наше, это история Саудовской Аравии, мы такие, какие есть, и будем верны этому пути».

Этот же посыл обращен и к населению Королевства, особенно молодой его части. Развитие Эд-Диръии — это попытка напомнить саудовской молодежи об их истоках и воспитать патриотическую гордость и чувство собственного достоинства в эпоху, когда они ежедневно подвергаются обвинениям в исламизме и пособничестве терроризму; это попытка продемонстрировать, что их богатство — не только в нефтедолларах.

Авторы проекта также стремятся напомнить о реальном историческом влиянии государства Саудов на Аравийском полуострове. И это уже более агрессивный посыл соседям, региональным игрокам и скептикам, предрекающим скорый распад государства: «Наша история — это история хозяев Неджда и Хиджаза».

Есть во всем этом что-то древнеегипетское. Историческая столица Саудовской Аравии находится недалеко от современной — Эр-Рияда. Ставший в январе этого года королем Салман ибн Абд Аль-Азиз еще с 90-х годов был главным инициатором восстановления и развития Эд-Диръии; там же расположен его дворец, где он проводит выходные. Впрочем, Эд-Диръия вряд ли может стать своим Ахетатоном для Салмана…

На данный момент наиболее реальным видится превращение города в традиционный для Залива туристический центр — место отдыха жителей Королевства и соседних государств. Несмотря на большой идеологический потенциал, этот проект пока что больше напоминает «парк развлечений», нежели «колыбель цивилизации».

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу