Парламентские выборы в Турции: стремление Партии справедливости и развития ко всеобъемлющей внешней политике

06.06.15
Эксклюзив

Парламентские выборы в Турции: стремление Партии справедливости и развития ко всеобъемлющей внешней политике

Эксперты МГИМО: Аватков Владимир Алексеевич, к.полит.н., Михаил Кочкин

Преподаватель военной кафедры Владимир Аватков и студент третьего курса факультета Международных отношений Михаил Кочкин — об очередных парламентских выборах в Турции, которые состоятся 7 июня, и внешнеполитической программе Партии справедливости и развития, ныне находящейся у власти.

Внешняя политика не станет решающим фактором на предстоящих выборах в Турции 7 июня. Только три наиболее популярные партии страны — Партия справедливости и развития (ПСР), Народно-республиканская партия (НРП) и Партия национального движения (ПНД) — в своих предвыборных программах представили собственное видение будущего внешнеполитического курса в случае своей победы на выборах. Однако даже у этих партий раздел по внешней политике находится в самом конце предвыборной программы, далеко позади вопросов экономики и гражданского общества. Менее популярные и могущественные партии просто оставили международные вопросы в стороне, уделив все свое внимание внутренним проблемам.

Тем не менее, проанализировать взгляды на внешнюю политику правящей ПСР необходимо, поскольку, согласно прогнозам, именно она одержит на предстоящих выборах победу, набрав 47% голосов избирателей. В этом случае ПСР будет руководить страной еще четыре года.

Лидеры партии смотрят на настоящее и будущее Турции глобально, приписывая ей историческую миссию помощи всем «угнетенным, несправедливо обманутым и нуждающимся в поддержке». Таким образом, ПСР собирается проводить внешнюю политику, основанную на общечеловеческих ценностях (değer odaklı dış politika), что сильно напоминает американские подходы. Однако стоит отметить особое видение Турцией ценностей, которые включают не только традиционную защиту прав человека, но и, например, борьбу с исламофобией и разного рода предубеждениями. Подобная политика существенно расширяет инструменты, которые Турция может использовать в своей внешнеполитической деятельности.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что одним из главных своих достижений ПСР считает успешную публичную дипломатию, которая осуществлялась как известными на весь мир турецкими компаниями (например, Turkish Airlines), так и специальными организациями (TIKA, фонды Юнуса Эмре, число которых, кстати, уже достигло 36 в 30 странах мира). Таким образом, Турция использует «весь потенциал своей страны» для достижения поставленных целей во всех сферах от сельского хозяйства до энергетики.

Помимо общих принципов, ПСР обозначила в своей доктрине конкретные направления деятельности. Ключевая роль отведена событиям на Ближнем Востоке, в частности ситуациям на Кипре, в Палестине, Ираке и Сирии, где Турция играет важную роль и настаивает на своем участии в разрешении конфликтов.

России в этой программе уделено немного внимания, но внимание это явно особое. РФ отведена роль страны, без которой невозможно разрешение региональных конфликтов и которая важна с точки зрения энергетической безопасности и торговли. Проблема Крыма выделена в отдельное направление и рассматривается Турцией уже не с позиций территориальной целостности Украины, а с позиций помощи братскому народу крымских татар, что является положительным знаком для нашей страны.

В свою очередь, Соединенным Штатам в этой программе отводится роль еще более скромная. Отмечается лишь, что Турция активно сотрудничала с США в последнее время, особенно в борьбе с терроризмом, и солидарна с Вашингтоном по основным международным и региональным вопросам.

Таким образом, видение Партией справедливости и развития турецкой внешней политики основывается на независимом внешнеполитическом курсе, который в первую очередь направлен на решение региональных вопросов при активном участии Турции. Выходя же на международную политическую арену, Турция, по мнению лидеров ПСР, должна не идти в фарватере одной страны, а самостоятельно выстраивать экономические и политические связи с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, что может открыть двери для построения многополярного мира, идея которого соответствует российским интересам.

Статья написана в рамках проекта «Внешнеполитический дискурс ведущих субъектов турецкой политики в отношении России (2010–2015 гг.)», поддержанного грантом МГИМО на научно-исследовательскую работу под руководством молодых ученых.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу