Азербайджан станет центром транзита грузов с Востока на Запад и с Севера на Юг

10.08.16

Азербайджан станет центром транзита грузов с Востока на Запад и с Севера на Юг

Эксперты МГИМО: Сухой Владимир Васильевич

Резкое падение цен на нефть сыграло злую шутку с экономиками стран-производителей нефти. Именно стабильность рынка «черного золота» обеспечивала этим странам высокий уровень экономического роста. Конец нефтяной эпохи, длившейся, как минимум, десять лет, затронул и Азербайджан, который лишился существенной доли притока нефтедолларов. Нынешние рыночные тенденции предопределили основные задачи азербайджанского правительства — в короткие сроки наладить производство экспортной продукции и увеличить выпуск товаров, нацеленных на замещение импортных поступлений.

Чтобы минимизировать негативные последствия «перенасыщения мирового рынка нефти» для экономики страны, правительство Азербайджана приняло пакет мер, направленных на стабилизацию экономической ситуации. Особое внимание следует обратить на недавний указ президента Азербайджана Ильхама Алиева о дополнительных мерах по поощрению экспорта ненефтяной продукции. Согласно этому документу, предпринимателю, продающему свою продукцию за рубеж, государство выплачивает сумму, равную трем процентам от стоимости экспортного товара. Эта беспрецедентная, весьма своевременная и эффективная экономическая мера убедила уже многих бизнесменов в необходимости переориентировать свое производство на экспорт. Появилась надежда, что в скором времени вместо сократившегося потока нефтедолларов в страну начнет поступать валюта, вырученная за реализацию за рубежом продукции ненефтяного сектора.

Здесь необходимо отметить, что еще в те годы, когда нефтедоходы страны были на высоком уровне, уделялось большое внимание развитию ненефтяного сектора. На всех заседаниях правительства под руководством Ильхама Алиева регулярно поднимался вопрос развития ненефтяных отраслей и обсуждались достигнутые в этом направлении результаты. Президент утвердил концепцию развития «Азербайджан 2020: взгляд в будущее». Согласно этой концепции, к 2020 году производство ВВП в стране должно быть увеличено в два раза. И в основном этот рост должен быть достигнут за счет развития ненефтяного сектора. Несколько прошлых лет объявлялись в Азербайджане «Годом туризма», «Годом промышленности», «Годом сельского хозяйства». Все это показывает, что развитие ненефтяного сектора для страны было приоритетом.

В 2015 году ненефтяной сектор промышленности Азербайджана вырос на десять процентов, а в первом квартале 2016 года он увеличился более чем на пять процентов. Сегодня ненефтяной сектор составляет основную часть экономики Азербайджана и делается все возможное, чтобы ненефтяная промышленность имела еще больший вес в экспортной структуре государства.

По данным Государственного таможенного комитета Азербайджана, по итогам первого полугодия нынешнего года объем импорта составил 4,047 миллиарда долларов. Среди импортируемых товаров значительные средства были потрачены на приобретение таких товаров, как: суда, оборудование и механические устройства (675,942 миллиона долларов); изделия из черных металлов (462,151 миллиона долларов); корабли и плавучие средства (381,372 миллиона долларов); пластмасса и изготавливаемые из нее средства (124,297 миллиона долларов); черные металлы (115,449 миллиона долларов); бумага и картон; стекло и изделия из него.

Очевидно, что в такой ситуации необходимо заметно сокращать импорт и существенно наращивать объемы азербайджанского экспорта. Сегодня в этом направлении идет интенсивная работа, результаты ее появляются поэтапно, и она еще наверняка принесет свои плоды в будущем. Экономические реформы правительства и новая политика по развитию экспортного потенциала ненефтяного сектора открывают реальные перспективы поставлять на мировые рынки не только сырье, но и готовую продукцию промышленной отрасли. По данным Министерства экономики Азербайджана, в стране развернуто строительство современных заводов в промышленных парках и кварталах. Инвестиции в организацию производства на этих предприятиях составят несколько миллиардов долларов. А бизнес-структурам, которые занимаются созданием и оснащением современным оборудованием таких предприятий, предоставляются налоговые и таможенные льготы для выпуска конкурентоспособной продукции.

Так, в настоящее время в Гарадагском промышленном парке ООО «Бакинский судостроительный завод» по заказу британской компании ВР ведется строительство предназначенного для сложных подводных работ судна «Ханкенди». Стоимость проекта — 378 миллионов долларов.

На территории Сумгайытского химического промышленного парка (СХПП) компания SOCAR Polymer ведет строительство завода, на котором по австрийской и канадской технологиям предусматривается ежегодный выпуск 180 тысяч тонн пропилена и 120 тысяч тонн пропилена высокой плотности. Стоимость завода — 700 миллионов долларов. На строительство привлечено 1100 рабочих. Сдача завода в эксплуатацию намечена на 2018 год.

В целом территория СХПП составляет 167 гектаров. Восемь резидентов, уже задействованных в парке, намерены инвестировать в него свыше 1,1 миллиарда долларов. Так, в три предприятия компании Azertexnolayn инвестировано 65,5 миллиона долларов. Ежегодно эти предприятия выпускают 200 тысяч тонн стальных труб различного диаметра, 5 тысяч тонн гидравлических труб устойчивых к высокому давлению и 3 тысячи тонн специальных полиэтиленовых труб различного диаметра на основе технологий из Турции, Германии, Италии и Китая. 75 процентов произведенной продукции идет на экспорт.

В ближайшее время ожидается ввод в строй завода ЗАО AzerFloat стоимостью 78 миллионов долларов. На заводе по Float-технологии будет ежегодно выпускаться до 8 миллионов квадратных метров стеклопакетов. Ожидается, что завод, оснащенный оборудованием германской фирмы HORN Glass Industries AG, будет не только покрывать внутренние потребности рынка, но и отправлять свою продукцию на экспорт.

В рамках «зеленой экономики» резиденты Балаханского промышленного парка (БПП) организовали производство по переработке отходов: пластиковых бутылок, автомобильных шин, бумажно-картонной упаковки. В целом пять резидентов БПП намерены вложить в развитие парка 23 миллиона манатов, что позволит создать 200 рабочих мест.

В настоящее время идут активные работы по созданию Нефтчалинского промышленного квартала, в котором предусматривается организация производства таких товаров, как гидравлические насосы, прицепы, рыбные консервы, бумажные стаканчики. Предусматривается организация ремонта дизельных двигателей и различной сельскохозяйственной техники, а также реализация проекта иранской компании Khodro по выпуску автомобилей и запасных частей.

Вообще, развитие ненефтяного сектора вовсе не означает того, что надо повсюду строить новые заводы, фабрики, создавать производственные предприятия и добиваться наращивания массового производства продукции. Главное состоит в том, что производить и как производить. И будет ли производимая отечественная продукция конкурентоспособна по отношению к ее зарубежным аналогам, сможет ли она привлечь покупателей? Не стоит и такая задача, чтобы все виды отечественной продукции шли на экспорт и завоевывали иностранные рынки. Или чтобы в стране выпускался чуть ли ни весь ассортимент ненефтяной продукции. Развитие ненефтяного сектора заключается вовсе не в этом. Пусть ассортимент будет малым, но необходимо производить продукцию, которая будет высококонкурентной на внутреннем и внешнем рынках. Отечественная продукция должна быть качественной и удовлетворять запросы потребителей. Вот это должно быть целью в развитии ненефтяного сектора. Только в этом случае можно сохранить наметившуюся тенденцию по увеличению положительного сальдо во внешней торговле.

Однако производство конкурентоспособного экспортного продукта — только половина дела. Его еще надо вывести на рынок, найти покупателя и обеспечить своевременную доставку до конечного потребителя. Для успешной реализации планов правительства огромное значение имеет транспорт. И главная роль здесь отводится железным дорогам. На сегодня именно железнодорожный транспорт — самый выгодный как по объемам, так и по срокам доставки грузов на большие расстояния. По стоимости перевозок с железнодорожным транспортом может конкурировать разве что морской, но азербайджанским экспортерам этот вариант недоступен ввиду отсутствия выхода страны к Мировому океану.

Так что не случайно в программе правительства по диверсификации экономики и поощрении экспорта особая роль отводится именно железнодорожному транспорту. Реформирование этой сферы сегодня считается одной из ключевых задач государства. Развитие железнодорожной системы в Азербайджане, открытие новых маршрутов позволило бы не только привлечь новые объемы транзита грузов, но и создало бы дополнительные возможности для экспорта продукции азербайджанских производителей. Именно поэтому эксперты считают столь важным решение руководства страны о выводе «Азербайджанских железных дорог» (АЖД) из подчинения Министерства транспорта республики. Став отдельной независимой госструктурой, АЖД фактически получило возможность проводить более гибкую тарифную политику. Сейчас железнодорожники работают со своими клиентами без посредников, что в значительной степени ускорило процедуры оформления заказов на грузовые перевозки.

Правительство намерено превратить Азербайджан в ведущую страну-транзитера грузов с Востока на Запад и с Севера на Юг. Способствовать увеличению экспорта азербайджанских товаров в Европу и привлечению новых грузовых транзитов призвана реализация стратегического для Азербайджана проекта прямого железнодорожного сообщения из Азии в Европу Баку-Тбилиси-Карс. Важны усилия руководства АЖД по созданию нового транспортного коридора и нового бренда — Юг-Запад. Железные дороги должны превратиться для местных и зарубежных производителей в быстрый и малозатратный способ транспортировки своего товара к потребителю. Железнодорожники призваны не только обеспечить азербайджанским экспортерам быстрый выход на мировые рынки, но и превратить Азербайджан в регионального лидера по транзиту грузов, что сулит для страны миллионные прибыли.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: «Дайджест Москва — Баку»
Распечатать страницу