Big data и предвыборная кампания Д.Трампа

29.03.17
Эксклюзив

Big data и предвыборная кампания Д.Трампа

Эксперты МГИМО: Меньшиков Петр Витальевич, к.ист.н.

Доцент кафедры связей с общественностью П.В.Меньшиков — о роли Big data в предвыборной кампании Д.Трампа.

Понятие «Big data» знакомо многим. Практическое задействование этого новейшего комплекса технологий анализа колоссальных по объемам массивов данных с конкретно сформулированными целями и задачами, в том числе в интересах успешного проведения выборных компаний, как правило, связывают с избранием Д.Трампа на пост президента США и принятием на референдуме в Великобритании решения о выходе этой страны из ЕС. Характерно, что многие отечественные аналитики склонны явно недооценивать влияние технологий Big data на массовое общественное сознание в такой степени, которая позволила бы утверждать об их реально значимом воздействии на итоги указанных голосований. Позиции скептиков в немалой степени опровергла публикация 12 декабря 2016 г. швейцарским журналом Das Magazin сенсационного расследования о существенном реальном влиянии технологий Big data, примененных компанией Cambridge Analytica в отношении методики персонализированной рекламы в сети Facebook, на итоги референдума о выходе Великобритании из ЕС и президентских выборов 2016 г. в США.

Алгоритмы психологического таргетирования, примененные Cambridge Analytica в ходе выборной компании Д.Трампа и референдума по Брекситу, к примеру, повышают число кликов на рекламе в Facebook на 60%, вероятность же того, что после просмотра персонализированной рекламы потенциальные избиратели проголосуют за нужного кандидата, возрастает на 1400%. Согласно другим данным, профессионально сформулированный призыв голосовать за конкретного кандидата, размещенный в Facebook, напрямую мотивирует голосование за него порядка 60 тысяч избирателей и косвенно еще 280 тысяч, что в совокупности мобилизует 340 тысяч дополнительных голосов. Анализа 68 лайков в Facebook достаточно, чтобы определить цвет кожи испытуемого (с 95% вероятностью), его гомосексуальность (88% вероятности) и приверженность Демократической или Республиканской партии США, утверждает, в свою очередь, Das Magazin. При примерно 180 млн пользователей в Соединенных Штатах, это более 12 млрд лайков — оперативно обработать даже, скажем, 10% от этого числа, — задача, решить которую способны исключительно технологии Big data.

Однако практика успешного применения технологий Вig data в целях ведения предвыборных компаний в США, несмотря на распространенную точку зрения даже в наших профессиональных кругах, датируется отнюдь не 2016 г.

Технологии, связанные с Big data успешно применялись уже в ходе обеих предвыборных кампаний Б.Обамы — и в 2008–2009, и 2012–2013 гг., с целью оптимизации путей привлечения пожертвований, повышения эффективности рекламы, тактики проведения на местах предвыборных мероприятий с учетом специфических настроений конкретных аудиторий избирателей, анализа отношения общественного мнения в целом именно к данному кандидату от Демократической партии США. В ходе предвыборной кампании 2012 г. команда из 18 специалистов по рассылке электронной почты в штабе Б.Обамы протестировали более десяти тысяч текстовых вариантов такой рассылки с 18 разновидностями ключевых словосочетаний. В итоге наиболее успешная из комбинаций принесла в предвыборную копилку Б.Обамы 2 млн 673 тыс. 278 долл., наименее успешная — только 403 тыс. 603 долл. Разработанный на основе данного анализа алгоритм дигитально управляемого процесса сбора пожертвований на предвыборную кампанию Б.Обамы позволил аккумулировать в целом 1,123 млрд долл, в т.ч. 4,4 млн человек перечислили online 690 млн долл.

Использование технологий Big data в предвыборных кампаниях означает возможность обработки практически в режиме реального времени огромных массивов разнородной информации из колоссальных по численности разноплановых источников и представление результатов такой обработки в виде, позволяющем принимать стратегические решения фактически по ходу происходящих событий, вместо того, чтобы заниматься пост-анализом уже свершившихся явлений. Иногда годами длящиеся изучения состояния и настроений общественного мнения в рамках всей страны, многочисленные трудносистематизируемые срезы мнений самых разных целевых аудиторий,так или иначе по ряду ключевых позиций устаревают в той или иной степени на момент выработки стратегии предвыборной борьбы. Big data дает реальную возможность предвыборным штабам иметь комплексное сиюминутное представление о настроениях, предпочтениях, симпатиях и антипатиях конкретного избирателя, отдельных групп и электората в целом, комплексно оценивать эффективность агитации контрагентов, и выстраивать стратегию и тактику предвыборной кампании в режиме реального времени сообразно потенциальным ожиданиями избирателя, эффективно мотивируя его отдать голос именно за конкретного кандидата.

Ежегодно объем дигитальных данных растет на 50%. Ежедневно за одну минуту рассылается свыше 200 млн сообщений по электронной почте, делается 2,4 млн записей в Facebook, выкладывается 72 часа видео в YouTube, 216 тысяч новых фото в Instagram. В 2015 г. объем цифровой информации составил 5,6 зеттабайт (1021 байт). В 2016–2017 гг. этот объем растет практически в геометрической прогрессии. 83% экспертов, опрошенных в ходе Всемирного экономического форума 2016 г. убеждены, что к 2025 г. технологии Big data полностью заменят, например, проведение в ряде промышленно развитых стран переписей населения в их сегодняшнем формате. К 2020 г., прогнозирует высокотехнологичная компания Narrative Science, 90% информационных текстов будут производиться практически без какого-либо участия человека исключительно на основе специально разработанных алгоритмов.

Технологии Big data, используемые в выборных кампаниях или общенациональных референдумах одновременно выполняют функции микроскопа и телескопа — такое специфическое определение дает им, в частности, Алик Росс, главный советник по вопросам инноваций при госсекретаре США Х.Клинтон, отвечавший в предвыборном штабе Б.Обамы в 2008 г. за вопросы применения новейших технологий и медийную политику в президентской кампании демократов. Как видно, эксперты Д.Трампа имели солидный опыт практических наработок еще начиная с 2008 г. для самого широкомасштабного применения технологий Big data в ходе предвыборной гонки 2016 г., что, безусловно, и имело место в практике ведения президентской кампании республиканцев, увенчавшейся весьма неожиданной для многих, но по ряду позиций искусно срежиссированной профессионалами технологий Big data победы Д.Трампа.

Нельзя не согласиться с выводом Das Magazin: ни в коей мере нельзя утверждать, что социологи, статистики, проиграли выборы, потому что сильно ошиблись со своими прогнозами; верно обратное: статистики выиграли, но лишь те, кто использовал новейшие методы; шутка истории: Трамп постоянно критиковал эту науку, но выиграл во многом благодаря ей.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу