Блокчейн — бренд года 2017

07.02.18
Эксклюзив

Блокчейн — бренд года 2017

Эксперты МГИМО: Шелюбская Анна Алексеевна

Преподаватель кафедры менеджмента, маркетинга и внешнеэкономической деятельности А.А.Шелюбская — о технологии блокчейн.

Технология блокчейн, которая по сути представляет собой распределенную базу данных, все активнее выходит за пределы исключительно IT-сообщества. Используемый в значительной степени для транзакций с криптовалютами, основной изначальной ролью которых было обеспечение обмена виртуальных благ и услуг, блокчейн набирает обороты на стыке виртуального и физического миров. Блокчейн становится полноценным игроком реальности, в которой существует мир в 2018 году.

Если посмотреть на список самых ценных брендов 2017 года по версии международного агентства Interbrand, который является признанным лидером в оценке стоимости брендов, то на первую десятку приходится семь представителей цифрового мира, которые в значительной степени и формируют сегодняшнюю парадигму. Во многом эти бренды (среди которых, например, Facebook и Google) не предлагают рынку продукт в его традиционном понимании, а являются по сути площадками, которые предоставляют возможности и инструменты для пользователей, тем самым формируя для них ценность. С этой точки зрения блокчейн отвечает существующему запросу потребителя: являясь лишь некой средой, он позволяет в своих рамках совершать действия, необходимые пользователю для удовлетворения его нужд.

Взаимоотношения между брендами и потребителями по сути представляют собой сделку: бренд предлагает некое обещание и, в зависимости от того, насколько оно будет соответствовать ожиданиям пользователя, реализуется обмен на ресурсы потребителя.

Вначале состоится обмен на нематериальные блага — внимание и интерес, а в конечном итоге осуществится монетизация — бренд получит деньги, либо сопоставимые материальные ценности. Успех сделки во многом зависит от того, насколько успешно, то есть, прежде всего, ясно, бренд сможет донести свои обещания до потребителя, а потребитель обещание поймет и ему поверит. По данному показателю блокчейн, уже исходя из своей природы, имеет все шансы на успех — именно прозрачность всех транзакций сделала концепт биткоина и аналогов — виртуальных валюты на его основе, столь привлекательным на фоне фиатных денег.

На сегодняшний день на рынке существует значительное количество примеров того, как компании с разной степенью успешности ищут пути использования этой особенности распределенной базы данных. Эти явления можно сравнить с появлением социальных сетей примерно десять-пятнадцать лет назад: площадки создали пространство для прямой коммуникации между людьми, и постепенно этой возможностью стали с выгодой для себя использовать не только физические пользователи — для делового или дружеского общения, но и компании — в качестве возможности для прямого разговора с потребителем и использования его внимания с выгодой для себя. Так появился SMM — явление, которого двадцать лет назад не существовало в принципе и не могло бы существовать, если бы не социальные сети. Компании видят для себя ценность в социальных сетях и готовы платить за их использование как косвенно, например, нанимая специалистов, так и напрямую — за дополнительные функции внутри сети. Сегодняшний успех площадок подтверждают измеримые экономические показатели: капитализация Facebook в 2017 году превысила 500 млрд долларов, что поставило компанию в один ряд с такими гигантами как, например, Apple и Microsoft, которые хоть и играют на цифровом поле, но предлагают продукт ближе к его привычному пониманию.

Подобный пример дает все основания полагать, что успешная монетизация блокчейна является вопросом времени, причем вся история развития технологий говорит о том, что этот процесс будет реализован способом, спрогнозировать который заранее не представляется возможным. Пока рано делать выводы об успешность инвестиций в различные проекты, связанные с использованием данной технологии. Единственный фактор, на который можно опираться — это интерес со стороны широкой общественности. Количество запросов как в Google, так и в Yandeх, например, сопоставимо с поиском компании Apple и ее продукции — брендов, которые в последние годы традиционно входят в лидеры международных рейтингов. Сложно найти хотя бы одно деловое и даже массовое издание, которое бы за прошедший год ни разу не вынесло бы термины «блокчейн», «криптовалюты», либо «биткоин» в свои заголовки или даже на обложки.

Таким образом, в 2017 году узкоспециализированная технология, оценка потенциала которой в полной мере еще впереди, привлекла такой широкий интерес, что ее смело можно назвать брендом года, как минимум, с точки зрения публичного внимания. Других критериев измерения успешности пока нет. Но, скорее всего, это лишь вопрос времени.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу