Бразилия на 70-й сессии Генассамблеи ООН: какие сигналы направила Дилма Руссефф мировому сообществу?

05.10.15
Эксклюзив

Бразилия на 70-й сессии Генассамблеи ООН: какие сигналы направила Дилма Руссефф мировому сообществу?

Эксперты МГИМО: Муравьев Никита Юрьевич

Аспирант кафедры истории и политики стран Европы и Америки Никита Муравьев — о выступлении президента Бразилии Дилмы Руссефф на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Президент Бразилии Дилма Руссефф прибыла в Нью-Йорк в разгар эскалации внутриполитического и экономического кризиса, не сумев достигнуть консенсуса с оппозицией по поводу перестановок внутри правительства. По данным местного института социологических исследований Datafolha, рейтинг популярности бразильского лидера составляет 8% — худший результат за историю страны. Находясь под мощным прессингом оппозиции, пытающейся довести дело до импичмента, но пока не имеющей на это весомых юридических оснований, Руссефф воспользовалась площадкой ООН, чтобы не только дать оценку актуальным вызовам современности, но и донести до мирового сообщества, что политическая ситуация в Бразилии хоть и непростая, но по-прежнему находится под ее контролем.

Выступая на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН под первым номером, Дилма Руссефф попыталась объяснить причины углубления в стране кризиса, в результате которого начался мощный отток капитала. Президент пошла по пути наименьшего сопротивления и обосновала происходящее неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, которая способствовала девальвации реала, росту инфляции и дефициту государственного бюджета, в связи с чем правительство Руссефф было вынуждено сокращать расходы, корректировать налоговую базу в сторону повышения, бороться с инфляцией для достижения макроэкономической стабильности.

Весьма показательно, что на внутриполитической арене президент Бразилии начала в последнее время публично признавать, что ее команда допустила ряд серьезных ошибок, в частности, слишком поздно отреагировала на рецессию. Выступая же на Генассамблее ООН, Руссефф предпочла рассматривать кризис как стохастический процесс, спрогнозировать который не всегда представляется возможным, упомянула о его «цикличности», а также остановилась на социальных достижениях, которых удалось добиться находящейся у власти с 2003 года Партии трудящихся — в частности, «вытащить» 36 млн бразильцев из абсолютной бедности и полностью искоренить голод в стране в 2014 году.

Сложно поспорить с тем, что в течение последних четырех лет бразильское правительство с переменным успехом снижало налоговую нагрузку, обеспечивало доступ к потребительским кредитам, стимулировало внутренний спрос и создавало благоприятный инвестиционный климат. Однако явно был упущен момент усиления внутриполитического кризиса, подкрепленного резонансными коррупционными скандалами в бразильской правящей верхушке; кроме того, не лучшим образом был сформирован кабинет министров после второй победы Дилмы Руссефф на выборах в октябре 2013 года.

Ключевой тезис бразильского президента на Генеральной Ассамблее ООН — «так продолжаться дальше не может», словно Дилма Руссефф выступала в унисон с президентом России, сказавшим то же самое. Принципиальное отличие в том, что Руссефф произнесла эту фразу применительно к внутриэкономической ситуации, имея в виду, что цикл роста бразильской экономики достиг предела и страна вынуждена затянуть пояса. Тем не менее, по словам главы бразильского государства, экономика Бразилии «сильнее и стабильнее», чем несколько лет назад, и способна преодолеть нынешние трудности. Если посмотреть на ВВП Бразилии за последние пять лет, то наглядно видно, что происходило снижение темпов экономического роста с 7,6% в 2010 году до 0,1% в 2014-м. Прогноз ОЭСР на 2015 год — сокращение темпов роста на 2,8%. Сильнее экономика явно не стала — противоречие, как говорится, налицо.

Подобная «эволюция» дискурса бразильского лидера — это не что иное, как попытка завуалировать тяжелую внутриполитическую и экономическую ситуацию в стране. Подробное освещение внутриэкономической ситуации на трибуне ООН выглядит не совсем логичным, ибо подобные выступления представляются более уместными, скажем, в Национальном конгрессе. Но, по всей вероятности, сделано это было для «успокоения» ситуации и возвращения доверия инвесторов, которые начали активно выводить капиталы из страны после того, как 10 сентября этого года агентство Standard&Poors понизило кредитный рейтинг Бразилии на одну ступень с инвестиционного BBB- до так называемого «мусорного» ВВ+, что крайне негативно сказалось на бразильском реале. В качестве причин девальвации реала президент назвала снижение цен на сырьевые товары и сняла таким образом часть ответственности с себя и своей команды.

Сконцентрировавшись на внутренней политике, Дилма Руссефф также обрисовала в ходе выступления на Генассамблее бразильское видение международной повестки дня. Как и ожидалось, она подробно остановилась не на проблеме международного терроризма, с которым Бразилия, к счастью, не сталкивалась в принципе, а на теме устойчивого развития мира до 2030 года. И надо сказать, что здесь у бразильцев есть серьезный задел. Бразилия выступила в поддержку соглашения ООН по климату и представила план по реализации амбициозных задач по уменьшению выбросов СО2 на 43% к 2030 году, борьбе с обезлесением Амазонии, увеличении доли возобновляемых источников энергии до 45% в совокупном балансе страны, повышении на 10% энергоэффективности и доведения доли этанола до 16% в общем балансе Бразилии в качестве альтернативы традиционным видам топлива. Позиция Бразилии на экологическом треке очень весома — неслучайно историческая встреча на высшем уровне «Планета Земля» 1992 года и конференция «Рио +20» 2012 года были проведены в Рио-де-Жанейро. Имеются основания полагать, что озвученные задачи будут реализованы.

Кроме экологии, Дилма Руссефф затронула и ряд других тем. Широко известно, что Бразилия вместе с Германией, Индией и Японией входит в так называемую G4 и выступает за расширение Совета Безопасности ООН. Справедливо отметив, что за 70-летнее существование ООН количество региональных конфликтов в мире заметно возросло и что в этом заключается главный вызов, на который Организация должна дать своевременный и адекватный ответ, Руссефф, по всей видимости, подразумевала под таким «ответом» включение Бразилии в состав постоянных членов Совбеза.

Обратила на себя внимание грамотная ставка главы государства на готовность Бразилии принять у себя сирийцев и «людей со всего мира» на фоне неоднозначного отношения европейцев к крупнейшей со времен Второй мировой войны иммиграционной волне из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Руссефф определенно удалось извлечь политические дивиденды и повысить имидж Бразилии в глазах мирового сообщества, отметив, что в то время как в «мире свободно перемещаются товары, капиталы и информация, выглядит крайне абсурдным запрет на свободное передвижение людей».

Бразилия, как и ожидалось, четко обозначила и свою позицию в отношении палестино-израильского конфликта. Бразильцы открыто выступают за создание Палестинского государства, которое будет «гармонично и мирно» сосуществовать с Израилем, и осуждают расширение израильских поселений на оккупированных палестинских территориях.

Президент Бразилии также кратко приветствовала нормализацию кубино-американских отношений, выразив надежду на отмену эмбарго в отношении Гаваны, и позитивно оценила достигнутое соглашение с Ираном.

Таким образом, Дилма Руссефф попыталась направить несколько важных сигналов мировому сообществу. Лейтмотивом ее выступления на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН стал тезис о том, что внутриэкономическая ситуация в Бразилии хоть и непростая, но поправимая, и ее правительство предпринимает ряд необходимых усилий для нормализации ситуации. Несмотря на трудности, Бразилия по-прежнему продолжает претендовать на место постоянного члена Совета Безопасности ООН, пытаясь тем самым видоизменить несущие конструкции системы международных отношений, которая, по мнению бразильцев, не соответствует сегодняшним реалиям. Выступление бразильского лидера получило большое количество положительных отзывов в глобальном информационном пространстве. В зависимости от того, насколько эффективно правительство Руссефф сможет дать ответ на внутренние вызовы, во многом зависит и успех страны в реализации внешнеполитических задач.


Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу