Что будет с единорогом: останется ли Сингапур «особым» государством или превратится в обычное?

09.09.15
Эксклюзив

Что будет с единорогом: останется ли Сингапур «особым» государством или превратится в обычное?

Эксперты МГИМО: Ефимова Лариса Михайловна, д.ист.н., профессор

Профессор кафедры востоковедения Лариса Ефимова — о главной интриге внеочередных парламентских выборов в Сингапуре, назначенных на 11 сентября.

Не успели отсверкать праздничные фейерверки в честь 50-летия Республики Сингапур, как это самое маленькое, но самое развитое город-государство в Юго-Восточной Азии погрузилось в напряженную атмосферу подготовки к внеочередным парламентским выборам.

Лидер правящей уже более полувека Партии народного действия (ПНД) и нынешний премьер-министр Ли Сянь Лунг объяснил необходимость досрочных выборов состоянием своего здоровья (он борется с онкологическим заболеванием) и возможным вследствие этого уходом в отставку. К тому же его команда, с которой он управляет страной с 2004 года, стареет — и стране необходимы более молодые лидеры.

В ПНД, которую основал и около 50 лет возглавлял отец нынешнего премьера Ли Куан Ю, скончавшийся недавно, разработана четкая схема подготовки руководящих кадров. В Сингапуре давно и точно определился идеал политического лидера. Идеальный образ пропагандируется правящей ПНД и вызывает позитивное отношение всех слоев общества. Представления о лидере базируются на конфуцианской концепции государственности, которая предоставляет право на интерпретацию законов и «воли неба» лишь высшему чиновничеству, обладающему необходимыми знаниями и достоинством. Используются также западные теории меритократии и элитизма. Лидер должен обладать выдающимися способностями и отличным образованием. Он должен избираться из группы технократов, закончивших самые престижные школы и вузы Сингапура, США и Великобритании, уметь работать в команде, максимально сохранять и использовать опыт своих предшественников, считать себя ответственным за судьбу страны. Правящая ПНД не только пропагандирует такой подход к формированию высших органов государства, но и использует эти принципы при отборе и целенаправленном выращивании руководящих партийных кадров в своих рядах.

Первая интрига предстоящих выборов состоит в том, останется ли нынешний премьер на своем посту, а если нет — кто станет новым лидером Сингапура. В победе ПНД никто не сомневается.

Парламентские выборы — самое важное событие политической жизни Сингапура. Помимо того, что парламент представляет собой высший законодательный орган государственной власти, именно на основе парламентских фракций формируется правительство — кабинет министров, являющийся главным органом исполнительной власти. Согласно конституции 1965 года, президент утверждает на посту премьер-министра лидера партии большинства. Премьер-министр и его кабинет несут коллегиальную ответственность перед парламентом. Премьер-министр, являющийся руководителем победившей на выборах в парламент партии, обладает фактически монопольным правом приятия решений.

Хотя современный парламент Сингапура состоит только из одной палаты, его депутаты (а их 89) могут быть трех категорий — избранные по избирательным округам, прошедшие в парламент не по избирательным округам, назначенные.

Депутаты, избираемые по избирательным округам, составляют основной корпус депутатов сингапурского парламента. За них голосуют избиратели по мажоритарной системе по принципу один человек — один голос.

Парламентарии, которые проходят в парламент не по избирательным округам, назначаются из числа кандидатов, выдвинутых оппозиционными партиями, но не прошедшими по числу поданных голосов. Назначается кандидат, набравший больше всего голосов. Эта категория депутатов введена с целью предоставления возможности хотя бы минимальному количеству оппозиционных депутатов пройти в парламент.

Назначаемые депутаты отбираются Специальной отборочной комиссией парламента из круга выдающихся и заслуженных представителей сингапурского общества.

Следует отметить, что депутаты двух последних категорий не могут участвовать в голосовании по законопроектам финансового и конституционного порядков.

В день номинации кандидаты лично в сопровождении выдвинувших их лиц, лиц, поддерживающих кандидатов, и еще не менее четырех доверенных лиц, представили все необходимые документы Уполномоченному по выборам в строго определенный срок — от 11 часов до 12 часов утра. ПНД зарегистрировала кандидатов, среди которых 22 новых лица, на все 89 мест, главная оппозиционная Рабочая партия — 28 кандидатов.

Если после даты номинации оказывается, что в данном избирательном округе номинирован только один кандидат по одномандатному округу или одна группа кандидатов по групповому округу, то Уполномоченный по выборам объявляет их депутатами парламента еще до голосования.

Сейчас кандидаты ведут предвыборную агитацию, которая прекращается за один день до даты голосования 11 сентября. В этом году она проходит довольно спокойно. Кандидаты посещают дома избирателей, распространяют памфлеты, листовки, расклеивают плакаты, используют интернет, проводят митинги и собрания. Правительство предоставляет им время для выступлений: самостоятельно, по собственной инициативе агитировать по радио и ТВ или в прессе запрещается.

Вторая и главная интрига предстоящих выборов сформулирована самим премьером — останется ли Сингапур «особым» государством или превратится в обычное. В стране зарегистрированы 24 политические партии, однако с 1959 года и до настоящего времени доминирует ПНД. Ли Сянь Лунг сравнил свою страну с единорогом. Загадка в том, удастся ли сохранить эту модель — или другие партии смогут провести достаточное число своих представителей в парламент.

В период с 1965 по 1980 годы в парламент не прошло ни одного кандидата от оппозиции. Наилучшие результаты для оппозиции — 8 мест (из 51) на первых выборах 1959 года после получения самоуправления и 13 мест (из 51) на выборах 1963 года.

На счету ПНД — реальные экономические и социальные достижения, которые обеспечили Сингапуру видное место в группе развитых капиталистических государств. ПНД смогла сохранить равновесие полиэтнического и многоконфессионального общества, обеспечила сингапурцам один из самых высоких уровней жизни в Азии. Благодаря этому партия продолжает пользоваться поддержкой большинства населения страны. К тому же деятельность лидеров ПНД вполне отвечает распространенным среди различных слоев общества, в первую очередь в китайской общине, конфуцианским представлениям об эффективном управлении, которое обеспечивает своим гражданам политическую стабильность, материальное благополучие и процветание. Следовательно, по традиции политической культуры такое правительство заслуживает полного доверия и лояльности, даже несмотря на имеющиеся в руководстве недостатки. Свою лепту вносит и целенаправленная политика партийно-бюрократической верхушки, мотивирующей довольно жесткую регламентацию всех сторон жизни сингапурского общества необходимостью сохранить порядок для ускорения темпов экономической модернизации, особенно нужной в условиях глобализации.

Оппозиционных партий в стране 23, но только шесть из них активны. Все другие партии находятся на периферии политической системы и не оказывают заметного влияния на ее функционирование. Ведущими в оппозиционном лагере стали Рабочая партия, Народная партия Сингапура, Демократическая партия Сингапура. Они выступают с критикой политики ПНД по ряду вопросов, требуют умеренных демократических преобразований, преимущественно стремясь покончить с монополией ПНД. Ни одна оппозиционная партия не в состоянии выдвинуть внятную идейную платформу, которую можно противопоставить ПНД. Ни одна партия не решается критиковать сформулированную ПНД идеологию элитизма (меритократии), предполагающую, что страной должна и правит группа экспертов самого высокого класса. Эту концепцию трудно оспорить в обстановке экономического процветания, безопасности и национальной гармонии, характеризующих жизнь современного Сингапура.

Оппозиционные партии ограничены в материальных средствах. Их деятельность проявляется только во время избирательных кампаний. Так как период избирательных кампаний правящей партией определяется очень коротким, оппозиции не удается широко развернуть свою агитационную активность.

Управляемость электоральными процессами со стороны властей не очень заметна, но достаточно эффективна; она осуществляется тонкими методами на основе компромиссных решений. Представители оппозиции обвиняют правящую партию в использовании нечестных приемов для обеспечения своих абсолютных побед на выборах.

Так, по мнению политических противников ПНД, на успешных кандидатов от оппозиционных партий начинают обрушиваться всяческие неприятности — аресты под надуманными предлогами, увольнения со службы, банкротства (обанкротившиеся оппозиционеры не имеют права участвовать в выборах) и т. п. Против оппозиции используется также оставшийся с колониальных времен закон о внутренней безопасности. Сингапурские средства массовой информации практически полностью контролируются властями.

Избирательные округа создаются максимально благоприятными для обеспечения успеха ПНД. Власти регулярно перекраивают границы избирательных округов так, чтобы обеспечить победу правящей партии, растворяя компактно проживающие группы сторонников оппозиции среди массы тех, кто поддерживает ПНД. По некоторым избирательным округам разными способами власти просто вынуждают оппозицию отказываться от выдвижения своих кандидатов — и правящая партия побеждает без голосования.

В число назначаемых кандидатов включаются наиболее активные критики правительства, чтобы путем кооптации в структуры власти поумерить их критицизм.

Иногда государственные ассигнования и программы по улучшению жилищного фонда ставятся в зависимость от того, как жители данного избирательного округа голосовали на выборах.

Основная масса избирателей пассивна и апатична, не интересуется политикой, занята делами и бизнесом. Они не видят особого смысла участвовать в голосовании, когда его результаты заранее предрешены. Старое поколение избирателей предпочитает голосовать за ПНД, потому что эта партия на протяжении десятилетий обеспечивает стабильность и процветание Сингапура во всех сферах. Их конфуцианское сознание тяготеет к авторитарной власти, сильному лидеру, патронату государства над личностью. Избирателям нравится, что страной управляют наиболее опытные и высоко квалифицированные, незапятнанные коррупцией люди.

Однако молодые сингапурцы лучше образованы и информированы, знакомы с западными демократическими моделями. Молодое поколение более самостоятельно, динамично, активно, оно выражает желание сменить действующий в стране «мягкий авторитаризм» на подлинно демократическую систему.

В ответ на критику оппозиции по поводу доминирования ПНД на политической арене в течение нескольких десятков лет партия отвечает, что такое маленькое по территории и населению государство, как Сингапур, многонациональное и поликонфессиальное, очень хрупко и уязвимо. Его главная задача — выжить в современном мире и добиться высокой конкурентоспособности. Оно не имеет права тратить силы и энергию на внутриполитическую борьбу.

Лидеры ПНД считают, что только однопартийная система, обеспечивающая хотя и «ограниченную», но все же демократию, или «мягкий авторитаризм», является наилучшей для такой маленькой страны, как Сингапур. Двухпартийная или многопартийная система — это лишняя трата времени и талантов, поскольку половина способных людей будет сидеть в оппозиции и ничего не делать.

ПНД проводит честные и прозрачные выборы для того, чтобы получить мандат на осуществление власти. После этого партийные лидеры считают себя свободными для проведения политики, которая, по их мнению, является наилучшим курсом для решения основных вопросов государственного управления — обеспечения экономического прогресса, этнической гармонии и безопасности в соответствии с конфуцианской идеей о руководящей роли государства. Они полагают правомерным контролировать все инструменты и центры власти, не допуская политического плюрализма. У правящей партии всегда имеется конституционное большинство в парламенте для осуществления своих политических намерений.

Правящая ПНД смогла перешагнуть коммуналистские и религиозные барьеры и вовлечь в орбиту своего влияния различные социально-политические группы и слои. Тем не менее, с 1980-х гг. просматривается тенденция некоторого сокращение электората ПНД. В 1980 году за ПНД голосовало 77,66% избирателей, в 1984 году — 64,83%, в 2006-м — 66,60%, в 2011-м — 60,10%.

Причины сокращения электората ПНД, по мнению аналитиков, возникают как следствие быстрого экономического и социального развития сингапурского общества. Растет средний класс, увеличивается число молодых, хорошо образованных избирателей. Они предпочитают голосовать за оппозицию не потому, что не удовлетворены политикой ПНД, а для того, чтобы создать в парламенте противовес господству ПНД и обеспечить контроль за ее деятельностью. Оппозиция считает, что правительство и парламент должны отражать надежды и устремления избирателей, а не лучших людей.

Различные группы общества, которое дифференцируется в результате быстрого экономического развития, этнических и демографических процессов, стремятся защищать свои собственные интересы, а не принимать покорно их осуществление лидерами ПНД. Некоторые наблюдатели считают, что патернализм ПНД будет подвергаться эрозии по мере развития экономики знаний, требующей более смелых и менее конформистски настроенных индивидов.

Большую роль в изменении общественного мнения сыграло появление новых средств массовой информации, особенно интернета. Правительство утратило монополию на информацию и формирование общественного мнения.

В целом, аналитики отмечают постепенное движение политической системы Сингапура к более плюралистическому обществу. Однако прагматичные сингапурцы хотят, чтобы в обществе сохранялся определенный баланс политических сил и политическая стабильность. Уверенность сингапурского руководства в том, что ПНД сохранит свои доминирующие позиции и в будущем, пока остаются неоспоримыми.

Избирательная активность в Сингапуре высокая, особенно с учетом обязательного участия в голосовании. На выборах 2015 года зарегистрировано около 2,5 млн избирателей. Посмотрим, за что проголосуют сингапурцы 11 сентября.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу