«Экоджихад»: ислам и защита окружающей среды

23.09.15
Эксклюзив

«Экоджихад»: ислам и защита окружающей среды

Эксперты МГИМО: Ефимова Лариса Михайловна, д.ист.н., профессор

Профессор кафедры востоковедения Лариса Ефимова — о том, как индонезийские мусульмане пытаются решить экологические проблемы страны.

В сентябре власти Сингапура рекомендуют жителям воздерживаться от физической активности вне помещений. Несколько массовых мероприятий на открытом воздухе были отменены. В четырех штатах Малайзии и в столице страны закрыты школы. Организаторы Гран-при Сингапура вынуждены следить за уровнем загрязнения воздуха, на трассе распространяются защитные маски и оборудованы 24 медицинских поста. Чрезвычайное положение объявлено в Индонезии, низкая видимость негативно влияет на дорожное движение. Несколько авиарейсов, летящих в Сингапур, были перенаправлены для посадки в другие аэропорты.

Все это — следствия густого смога, возникшего из-за лесных пожаров в Индонезии. И такая ситуация возникает ежегодно. Причина заключается в выжигании лесных массивов при создании плантаций для производства бумаги и пальмового масла. Индонезия занимает третье место в мире после США и Китая по загрязнению атмосферы дымом от лесных пожаров и выжигания торфяников. С катастрофической скоростью уничтожаются леса на Суматре, Калимантане и Новой Гвинее. С 1990-х годов вредные выбросы страны в атмосферу планеты почти удвоились. Гибель лесов, уничтожение их богатейшей флоры и фауны, наносящее непоправимый ущерб мировой экологии, является главной экологической проблемой современной Индонезии.

Неудивительно, что в этой стране, обладающей самым большим в мире мусульманским населением, тревогу забили руководители исламской общины, охватывающей до 90% жителей страны. Разработка вопросов взаимосвязи ислама и экологии приобретает для Индонезии особую значимость.

Защиту окружающей среды провозгласили своей миссией самые влиятельные религиозно-просветительские организации ислама, такие как «Мухаммадийя» и «Нахдатул Улама», действующие в Индонезии уже на протяжении века. Под их влиянием находятся десятки миллионов верующих мусульман. Они пользуются огромным авторитетом как среди обычных граждан страны вплоть до самых удаленных ее уголков, так и на политической арене. Это делает исламских богословов, идеологов и политиков ключевыми фигурами в активизации роли ислама по защите окружающей среды.

Только около трети жителей Индонезии рассматривают загрязнение атмосферы как серьезную угрозу своему существованию. Для большинства жителей Индонезии характерно потребительское отношение к природе. Жители считают, что природа существует для того, чтобы давать людям пищу и другие материальные блага, которые можно выгодно продать для обеспечения семейного благополучия. Чтобы довести до сознания бедного и неграмотного населения, какой вред они причиняют окружающей среде, необходимо обращаться не столько к их разуму, сколько к эмоциям и чувствам, связанным с традициями и верованиями. Следовательно, считают исламские деятели, в религиозных проповедях, особенно во время пятничной молитвы, когда в мечети собирается самое большое число мусульман, желательно говорить также об экологических проблемах, показывая, что защита окружающей среды входит в список религиозных обязанностей истинно правоверных.

Мусульмане должны активно включиться в процесс защиты природы, ведь экология является интегральной частью исламского учения. Аллах сделал человека хозяином на Земле при условии, что он будет поступать в полном соответствии с божественными установлениями и не нарушать их. Человек не только хозяин на Земле, но в то же время и представитель Аллаха; он должен осознавать свою высокую ответственность за все, что происходит на планете. Если заветы Аллаха будут полностью соблюдены, все экологические проблемы будут решены — и природа расцветет. Экологическое сознание должно стать важной составной частью религиозного мировоззрения.

Исламская экологическая этика основана на Коране и хадисах (поступках и высказываниях пророка Мухаммеда). С точки зрения коранического антропоцентристского взгляда на мир, люди находятся в центре творения, обладая не только определенными правами в соответствии с исламской этикой окружающей среды, но и наложенными на них конкретными обязательствами. Согласно интерпретации современных исламских богословов, сохранение природы и живых существ — в частности, флоры, фауны и воды — одно из самых важных обязанностей мусульманина. Шариат санкционирует пользование природными ресурсами в разумных пределах при условии защиты окружающей среды и поддержания ее равновесия. Отделение Совета улемов Индонезии на Калимантане издало фетву, приравнивающую уничтожение леса путем выжигания для нужд плантационного хозяйства, скотоводства или других сельскохозяйственных целей (что ведет к выбросам в атмосферу дыма и иных вредных веществ, загрязняющих атмосферу и наносящих вред здоровью и самой жизни людей) к грубому нарушению религиозных правил.

Посадка дерева в исламе считается особенно похвальным поступком. Приводится хадис, в котором говорится, что каждый мусульманин, посадивший дерево, будет вознагражден в будущей жизни за каждое животное или каждого человека, кто вкусит его плоды. В хадисах пророка Мухаммеда находят высказывания о том, что верующие могут выразить покорность Аллаху и благочестие посредством посадки растений, цветки и плоды которых могут послужить пищей для птиц и насекомых.

По словам индонезийских мыслителей, именно пророк Мухаммед ввел в действие систему под названием «хима», которая предполагает создание заповедных территорий по резервированию и охране лесов, растений, диких животных и животных, находящихся под угрозой полного уничтожения. Пророк запретил загрязнять три места — дороги, участки вокруг тенистых деревьев, где путники обычно отдыхают, а также берега рек. Охраняемая территория вдоль реки по ширине не должна быть менее половины ширины самой реки и охватывает оба берега. Защищаемая зона вокруг деревьев должна достигать от двух с половиной до трех метров по радиусу вкруг дерева. Охране подлежат территории вокруг колодцев и других источников воды, защитная зона должна распространяться на двадцать метров во все стороны. Как известно, во время массового паломничества приверженцев ислама к святым местам в Саудовской Аравии им запрещается убивать любое живое существо, включая москитов, а также ломать ветви деревьев. Подобные меры способствуют сохранению экологии Саудовской Аравии в благополучном состоянии несмотря на то, что святые места посещаются миллионами и миллионами паломников в течение всего года на протяжении многих десятилетий.

Экологическую составляющую, по мнению идеологов, содержат и имеющиеся в исламе пищевые запреты. Так, согласно мусульманской доктрине, правоверным запрещается употреблять в пищу животных, имеющих клюв и когти. Если мусульмане будут строго придерживаться этого запрета, они будут способствовать сохранению популяции таких редких теперь видов животных, как тигры и орлы.

Сегодня появился термин «экоджихад», обозначающий защиту окружающей среды, халяльный (разрешенный) и безвредный для экологии образ жизни, пропагандирующий борьбу за чистую окружающую среду. Можно уже говорить о «глобализации зеленого ислама». Спектр проблем экологии в современном мире весьма широк и многообразен, начиная от выбрасывания мусора в специально отведенные для этого места и кончая опасностью, исходящей от ядерного оружия. Теологам следует разъяснять верующим, что все природные бедствия — наводнения, засухи, ураганы и т. п. являются наказанием Аллаха за нарушение установленных им правил взаимоотношения человека и окружающей среды. И подобная кара обрушивается на всех без различия рода, племени, национальности, расы, религии, социального положения, в беде оказывается все человечество.

Исламские высшие учебные заведения Индонезии начинают включать в свои учебные и научно-исследовательские планы предметы и темы, связанные с выработкой новой роли ислама в мировом и национальном экологическом движении. Министерство экологии наладило тесное сотрудничество с религиозными школами — песантренами, провозгласив программу под названием «эко-песантрен»; среди них проводятся конкурсы на лучшие проекты по вовлечению местных жителей в дело охраны и восстановления окружающей среды. Использовать опыт Индонезии по пропаганде охраны окружающей среды с опорой на установления ислама, запустить в своих странах «зеленый джихад» стремятся и мусульманские деятели Малайзии, Афганистана, Сенегала.

В августе 2015 года в Стамбуле проходил международный исламский экологический симпозиум, в ходе которого ведущие мусульманские ученые приняли Декларацию об изменении климата, которая станет обращением от лица мусульман всего мира с просьбой остановить нарушение экологического баланса. Этот документ будет представлен на конференции ООН по изменению климата.

Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры (ISESCO), действующая в рамках всемирной межправительственной Организации исламского сотрудничества, разработала для исламских стран новую программу мероприятий по охране окружающей среды, включающую развитие технологий с применением возобновляемых источников энергии, ликвидацию последствий природных катастроф и другие природоохранные задачи, стоящие перед исламским миром.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу