Испания в преддверии парламентских выборов: наступит ли конец неопределенности?

16.05.16
Эксклюзив

Испания в преддверии парламентских выборов: наступит ли конец неопределенности?

Эксперты МГИМО: Хенкин Сергей Маркович, д.ист.н.

В декабре 2015 года в Испании состоялись парламентские выборы, однако страна до сих пор живет без нового правительства, получившего вотум доверия в парламенте. На протяжении нескольких десятилетий существовала двухпартийная система, при которой правительство по очереди формировали Народная партия (НП) и Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП). Последние выборы принесли неожиданный результат — к традиционным партиям, потерявшим много голосов, прибавились «новички» — партии «Подемос» («Мы можем») и «Сьюдаданос» («Граждане»), которые, напротив, выступили весьма успешно. Однако ни традиционные, ни новые партии не смогли договориться и сформировать правительство. В результате 26 июня Испанию ожидают внеочередные парламентские выборы. Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили профессора кафедры сравнительной политологии Сергея Хенкина.

— Каковы причины того, что на партийной арене возникли две новые политические силы? Почему прежняя, казалось бы, устойчивая двухпартийная система, просуществовавшая столько лет, вдруг дала сбой?

— Основной причиной появления на политической сцене Испании двух новых весьма влиятельных партий стал системный кризис, переживаемый обществом. Традиционные партии — НП и ИСРП — оказались не в состоянии дать адекватный ответ на новые вызовы, их поддержка и влияние заметно ослабли. Бипартизм, понимаемый как совместное доминирование двух партий, их чередование во власти, ушел в прошлое. Успех «Подемос» и «Сьюдаданос» отразил протест многочисленных групп населения против политики жесткой экономии, недостатков политической системы, постоянных коррупционных скандалов, массовый запрос на социальную справедливость.

На декабрьских выборах 2015 года места в нижней палате парламента распределились следующим образом: НП — 123, ИСРП — 90, «Подемос» — 69, «Сьюдаданос» — 40. Расклад сил оказался таков, что формирование правительства невозможно без договоренностей между партиями. Согласно конституции, выражение вотума доверия председателю правительства требует абсолютного большинства голосов депутатов нижней палаты парламента (176 голосов из 350). Если же указанное большинство не будет получено, то назначается новое голосование, причем вотум доверия считается полученным при простом большинстве голосов. Однако за истекшее после выборов время достижение даже простого большинства оказалось невозможным.

— Почему лидер НП Мариано Рахой отказался формировать правительство и почему с этой задачей не справился лидер ИСРП Педро Санчес? В чем причины нежелания партий создавать коалицию? Как отражается на состоянии страны отсутствие премьера и политическая неопределенность?

— М.Рахой отказался от предложения короля Фелипе VI сформировать правительство, зная о своей непопулярности. Все основные партии относятся к его кандидатуре негативно. Также непопулярен М.Рахой среди населения: 80% опрошенных считают, что его нужно переизбрать. Справедливости ради следует отметить, что М.Рахой сразу же после декабрьских выборов предложил ИСРП и «Сьюдаданос» договориться о сотрудничестве и создании правительства, пользующегося широкой парламентской поддержкой, в котором ключевые позиции занимала бы НП как партия, победившая на выборах. Однако никаких конкретных шагов в плане развития такого сотрудничества предпринято не было.

Не справился с задачей формирования правительства и лидер социалистов П.Санчес. Правда, ему удалось заключить соглашение со «Сьюдаданос». Но вместе они имеют всего 130 депутатских мандатов, что явно не дотягивает до абсолютного большинства. Остальные партии к этому соглашению не присоединяются. Социалисты — противники договоренностей с Народной партией. Пропаганда ИСРП на протяжении десятилетий внедряла в сознание своих членов представление об НП как «праворадикальной», «неофранкистской», что, безусловно, не соответствует действительности. Федеральный комитет ИСРП одобрил резолюцию, запрещающую своему лидеру вступать в переговоры с НП и М.Рахоем. Большая коалиция в Испании, в отличие от Германии, на сегодняшний день неосуществима.

Казалось бы, естественный союзник левоцентристской ИСРП — партия «Подемос». Однако позиция «Подемос» по некоторым вопросам в корне противоречит позиции ИСРП. Прежде всего, это касается отношения к референдуму в Каталонии по вопросу о ее независимости. «Подемос» — за такой референдум, ИСРП — против, считая, что его проведение — это угроза территориальной целостности Испании. Возможность сотрудничества c «Подемос» вызывает серьезные разногласия в партии. Многие ее региональные лидеры изначально были против любых переговоров с «Подемос». Напротив, П.Санчес неоднократно пытался достичь договоренностей с этой партией, утверждая, что надо уступать, оставаясь верным своим убеждениям. Однако все попытки договориться оборачивались неудачей — во многом потому, что «Подемос» выдвигает заведомо неприемлемые условия. Эта партия постоянно меняет свой имидж, пытаясь предстать перед избирателями то леворадикальной, то умеренной «системной силой». При этом она с самого начала не скрывала своего намерения оттеснить ИСРП и стать ведущей силой в левом лагере. Вообще традиционно отношения между ведущими левыми партиями в Испании имеют отличительную особенность. Они не вступают в союзнические отношения на общенациональном уровне и жестко конкурируют, стремясь отодвинуть друг друга на обочину политической жизни.

Вина за то, что новое правительство не удается сформировать лежит на всех партиях, хотя и в разной степени. Партии устанавливают красные линии в своей коалиционной политике, далеко не всегда оправданные, декларируют свою несовместимость с конкурентами вместо того, чтобы искать точки соприкосновения и совпадения интересов. Партийные лидеры ставят на первое место не общенациональные, а узкопартийные интересы и амбиции, электоральные расчеты. Тот импульс к толерантности и нахождению взаимоприемлемых компромиссов, который был задан переходом к демократии и знаменитыми «пактами Монклоа», исчерпал себя. Нежелание и неспособность партийных лидеров договориться по проблеме формирования правительства контрастирует с чаяниями большинства избирателей, которые ратуют за межпартийное соглашение и стремятся избежать новых выборов.

Испания почти 5 месяцев живет без нового правительства. Правда, в современной европейской истории есть пример Бельгии, которая существовала без правительства 541 день и в которой разногласия между партиями были более сильными, чем в Испании. Но это мало успокаивает. Заблокированная политическая жизнь деморализует общество, в частности, предпринимательский класс, не позволяет решать назревшие проблемы, ухудшает инвестиционный климат и ведет к вывозу капиталов, снижает роль страны на международной арене. В обществе распространяется интолерантность, ослабевает социальная сплоченность, ухудшается качество функционирования многих демократических институтов. Накануне выборов ожидается очередной всплеск нетерпимости и агрессии во внутрипартийной борьбе.

— Чего ждать от новых выборов, которые состоятся 26 июня? Насколько вероятно, что голосование пойдет принципиально по-другому и не придется снова ходить по тому же замкнутому кругу, как это происходило после первых выборов?

— Вероятность того, что 26 июня результаты последних выборов повторятся, очень велика. 8 из 10 опрошенных граждан заявляют, что проголосуют также. По всем опросам общественного мнения победителем вновь станет Народная партия, хотя и с относительно невысоким процентом полученных голосов и депутатских мест. Парадоксальность ситуации состоит в том, что отрицательное отношение к М.Рахою и коррупционные скандалы, которые сотрясают НП в центре и на местах, не отражаются на ее позициях как ведущей партии Испании. Это можно объяснить несколькими обстоятельствами. Во-первых, у НП есть несомненные заслуги в плане преодоления экономического кризиса. Во-вторых, у нее весьма устойчивый электорат. Той «текучести» голосов, которая присутствует в электоральной базе ИСРП, здесь не наблюдается. В-третьих, играет роль позиция, которую заняло руководство НП в последние месяцы. Отказавшись от предложения короля сформировать правительство, М.Рахой оказался как бы «вне игры», непричастным к неудаче по решению этой задачи. При этом, как уже отмечалось, он выглядел как сторонник формирования большой коалиции, за которую высказываются многие избиратели.

Интрига предстоящих выборов в том, кому достанется второе место. Совсем недавно «Подемос», в последнее время теряющая голоса сторонников, заключила соглашение о создании избирательной коалиции с Объединенной левой (ОЛ), ядро которой составляют коммунисты. ОЛ находится на подъеме, ее лидер Альберто Гарсон — второй в рейтинге самых популярных политиков Испании. Блок этих объединений может составить серьезную конкуренцию ИСРП, переживающей трудные времена (на последних выборах показатели социалистов оказались самыми низкими за весь период существования современного демократического режима). Кроме того, растет популярность правоцентристской «Сьюдаданос», узловые пункты программы которой — обновление партийно-политической системы Испании, сохранение ее территориальной целостности (что очень важно, так как у партии каталонские корни), непримиримая борьба против коррупции. Лидер партии Альберт Ривера уже много месяцев является, согласно опросам, самым популярным испанским политиком. Все эти партии борются во многом за одни и те же сегменты избирателей.

Эксперты предсказывают сравнительно невысокий уровень участия в предстоящих выборах. Декабрьские выборы 2015 года были в определенном смысле судьбоносными, стимулировавшими интерес к политике, поскольку на них решалась судьба бипартизма. Тем не менее, в них участвовали не так уж много — 73,2% избирателей. Есть основания полагать, что в июне явка будет еще ниже — как из-за недовольства электората неспособностью партий договориться, так и из-за общей усталости людей от выборов. Рост абсентеизма должен особенно беспокоить ИСРП, электорат которой менее мобилизован и в меньшей степени интересуется политикой, чем избиратели других партий.

Очевидно, что «заблокированная ситуация» может воспроизвестись вновь, с повторением безуспешных попыток сформировать новое правительство. И в худшем варианте могут быть проведены третьи выборы.

Что может разблокировать политическую жизнь после июньских выборов в случае повторения пройденного? Ее может изменить неординарное, неожиданное решение одной или нескольких партий. Например, смена принципиально важной политической установки (и в то же время уступка партнеру), смена лидера, смена правил игры. На позитивный исход может повлиять и смена настроений электората, осознание многими избирателями того, что нужно отдать «полезный» голос какой-то определенной партии, чтобы наконец изменить ситуацию.

— Что означает данный партийный кризис? Это просто отдельная ситуация, в которой стороны не договорились, или какой-то более масштабный системный сбой, который повлечет за собой трансформацию всей партийной или даже не только партийной системы страны?

Глобальный финансово-экономический кризис нанес тяжелый удар по всему общественному организму Испании, обнажив множество проблем как новых, так и старых, ставших хроническими, решение которых откладывалось «на потом». Сейчас страна вышла из экономической рецессии, но политический и институциональный кризис в самом разгаре. Еще в 2011 году «движение возмущенных» сигнализировало о необходимости реформировать государственные институты — внести изменения в конституцию, в избирательное законодательство, демократизировать внутрипартийную жизнь, судебную систему. Позже к этому добавилась необходимость разрешения острого каталонского конфликта, потенциально чреватого расколом страны.

Таким образом, нынешний правительственный кризис развивается в обстановке нерешенности множества политико-институциональных проблем. Перед испанским обществом стоит задача перестройки всей партийно-политической системы. А для этого необходима эффективная управляемость, достижение которой неотделимо от чувства ответственности и здравого смысла политических лидеров.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу