Испания: новые веяния в политической жизни

31.12.14

Испания: новые веяния в политической жизни

Эксперты МГИМО: Хенкин Сергей Маркович, д.ист.н.

В 2014 году испанская экономика, пятая по величине в ЕС и двенадцатая в мире, вышла из состояния рецессии, в которой оказалась в ходе глобального кризиса. Благодаря реформам, проведенным правительством Народной партии (НП), рост ВВП составил 1,4% и оказался более высоким, чем в среднем по еврозоне. На 0,7% выросла занятость. Испанский бизнес чувствует себя весьма уверенно. Два из трех руководителей компаний считают, что ситуация улучшается; увеличивается доля тех, кто рассчитывает на рост доходов в 2015 году.

Вместе с тем продолжается рост государственного долга (с 92,2% ВВП в 2013 году до 96,8% в нынешнем); на очень высоком уровне остается безработица — в третьем квартале 2014 года она достигла 23,7%. Одним из наиболее ощутимых последствий глобального кризиса стало углубление социального неравенства по сравнению с докризисным 2007 годом. Упали доходы многочисленных слоев населения, были урезаны социальные выплаты. В структуре занятости велик удельный вес занятости временной и частичной (по числу временных контрактов Испания лидирует в ЕС) — обстоятельство, которое ухудшает качество жизни работников и ведет к распространению в обществе атмосферы тревоги и страха перед завтрашним днем. В 2014 году подтвердилась тенденция предшествующих трех лет — эмиграция (коренных жителей и недавних переселенцев) по своим масштабам намного превосходит иммиграцию, хотя два десятилетия до этого все было наоборот.

В сознании многих людей ощущение фрустрации переплетается с кризисом доверия к политическим институтам. Отчасти этому способствуют коррупционные скандалы, которые то и дело сотрясают управленческие и политические структуры разных уровней — королевскую семью, большинство партий и профсоюзов — и бросают тень на весь истеблишмент. В ноябре 2014 года в перечне проблем, наиболее беспокоящих испанцев, коррупция заняла второе место (63,9% опрошенных), уступив только безработице (77%).

В ходе того же опроса 87% респондентов высказали мнение, что политическая ситуация в стране «плохая или очень плохая». Настроения электората прямо влияют на партийно-политическую систему. В 2014 году явственно проявили себя симптомы кризиса испанской бипартийности, при которой две ведущие партии — Народная партия и Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП), начиная с 1980-х годов, контролировали 80-85% электората. В годы глобального кризиса ситуация резко изменилась, позиции обеих партий ослабли. Впервые симптомы кризиса бипартийности проявились на парламентских выборах 2011 года. НП и ИСРП собрали на них на 10,3% голосов меньше, чем на предыдущих выборах 2008 года (73,5% против 83,3%). Еще большим разочарованием для консерваторов и социалистов обернулись выборы в Европейский парламент в мае 2014 года — за них проголосовали только 50% избирателей (на предыдущих выборах 2009 года — 80,9%).

Позиции правительства М.Рахоя ослабляет не только политика жесткой экономии, но и отсутствие конструктивных идей по решению накопившихся политических и институциональных проблем. Считая достижение посткризисного экономического роста основным приоритетом и добившись здесь несомненных успехов, власти не уделяют должного внимания политической сфере. По оценкам многих испанских экспертов, руководство НП ведет себя в этих вопросах пассивно и безынициативно, предпочитает закрытый от общественности стиль руководства.

В еще большей степени ослабли позиции ИСРП. В 2010 году находившееся тогда у власти правительство социалистов, будучи не в состоянии справиться с валом экономических проблем, переориентировало свою политику, заменив курс на повышение производства и спроса монетаристскими решениями. «Смена вех» вызвала волну критики в испанском обществе, прежде всего со стороны многочисленных сторонников социалистов, упрекавших их за измену традиционным социал-демократическим принципам политики и переставших видеть в них силу, способную реформировать систему.

Последующие попытки руководства партии восстановить доверие сторонников успехом не увенчались. После неудачных для партии выборов в Европарламент в мае 2014 года генеральный секретарь ИСРП А.Перес Рубалькаба заявил об отставке. Новым генеральным секретарем стал 42-летний политик и экономист, депутат парламента Педро Санчес, который был избран в июле прямым голосованием членов ИСРП. Замена генсека ознаменовала и смену поколений в руководстве соцпартии. Новый динамичный лидер стремится вернуть доверие избирателей, восстановив имидж соцпартии как левой силы.

Недовольство избирателей политикой ведущих партий привело к тому, что на политическую сцену Испании стремительно ворвалась новая сила в лице партии «Подемос» (Podemos (исп.) — «Мы можем!»). Ее результаты на выборах в Европарламент спустя всего четыре месяца после появления в январе 2014 года стали сенсацией: новая партия завоевала пять депутатских мест, за нее проголосовали 1,2 млн избирателей.

По данным различных опросов во второй половине года, в списке победителей будущих парламентских выборов испанцы отводили новой партии то третье, то второе, то даже первое место. «Подемос» обвиняет во всех бедах современной Испании национальный и европейский финансовый капитал и коррумпированную политическую элиту. У этой партии левопопулистского типа нет разработанной программы. Менее чем за год она несколько раз сменила имидж. Вначале ее деятели (некоторые из них работали в команде У.Чавеса в Венесуэле) называли себя «антикапиталистической левой», затем «ни левыми, ни правыми, ни центристами», а теперь определяют себя как «социал-демократов, стремящихся занять место в центре политического спектра». Безусловно, это рассчитанная двусмысленность, призванная удовлетворить разные социальные слои и превратить партию в массовую.

«Подемос» — наследница «движения возмущенных», массового протестного движения, возникшего в мае 2011 года, когда на улицы и площади 58 испанских городов вышли десятки тысяч людей, выступивших против традиционной, дискредитировавшей себя, по их мнению, политики ведущих партий и требовавших проведения политики качественно иной, превращения испанской демократии в реальную, соответствующую нормативным требованиям. «Возмущенные» не имели организационного центра, лидеров и иерархии. То было массовое социальное движение нового типа, которое возникло не по призыву партий и профсоюзов, а самоорганизовалось снизу, посредством социальных сетей. Группа левых активистов и интеллектуалов, прежде всего профессоров факультета политических наук и социологии Мадридского университета из числа «возмущенных» и образовала партию «Подемос» (ее генсек Пабло Иглесиас — профессор-политолог).

«Подемос» всколыхнула общественную жизнь Испании. Характерны слова 93-летнего испанца, заявившего, что «благодаря “Подемос” он переживает вторую молодость». Новая партия стала своеобразным «законодателем моды», побудив основные партии заговорить о необходимости «обновления демократии» и принять некоторые конкретные решения в этом плане. Появление «Подемос» создало принципиально новую ситуацию в лагере левых сил. Традиционно преобладающие здесь ИСРП и Объединенная левая сталкиваются теперь с мощной конкуренцией «Подемос» в борьбе за лево- и левоцентристски настроенных избирателей.

В 2014 году продолжали обостряться отношения между Барселоной и Мадридом. 9 ноября каталонские сепаратисты провели неофициальный опрос населения по вопросу о независимости Каталонии (вместо референдума о независимости, проведение которого в соответствии с Конституцией запретило правительство НП и отложил Конституционный суд). Респондентам предлагалось ответить на два вопроса: «Хотите ли Вы, чтобы Каталония стала государством?» и «Если да, то хотите ли Вы, чтобы это государство было независимым?».

В голосовании приняли участие 2,3 млн человек (из 5,4 млн избирателей Каталонии). 80,7% (примерно 1,6 млн человек) ответили «да» на оба вопроса; 10,1% ответили утвердительно на первый вопрос и отрицательно на второй. Еще 4,6% ответили «нет» на оба вопроса. Безусловно, опрос не выявил подлинную расстановку сил в Каталонии. Подавляющее большинство сторонников сохранения территориальной целостности Испании не пришли на него, считая незаконным. Вместе с тем результаты голосования свидетельствуют о том, что у поборников независимости есть значительный потенциал. Ряд испанских экспертов полагают, что в нынешней сложной ситуации необходима серия встреч главы правительства и его заместителей со многими политическими лидерами высокого уровня для разработки приемлемого для всех плана действий по разрешению «каталонской проблемы».

В июне 2014 года сменился глава испанского государства. После 39-летнего правления Хуана Карлоса I королевский трон занял его сын, царствующий под именем Фелипе VI. Выступления нового монарха свидетельствуют о понимании им трудностей, переживаемых Испанией, и готовности использовать имеющиеся возможности для их разрешения, внося при этом дух обновления в жизнь страны. Одновременно Фелипе VI cтремится вернуть доверие к институту монархии, которое ослабло в последние годы правления Хуана Карлоса из-за серии коррупционных скандалов в королевской семье. Новый король запретил членам семьи принимать дорогие подарки и услуги, способные нанести моральный ущерб институту монархии. За счетами королевской семьи будет осуществляться внешний аудит.

Cмена монарха произошла в один из сложнейших периодов развития современной Испании. По мнению ряда испанских политологов, перед страной стоят очень серьезные вызовы (тяжелые социальные последствия глобального кризиса, кризис управляемости, кризис лидерства), при том что отсутствует коллективный общественный проект, дорожная карта, которая бы указывала цель и маршрут движения.

Очевидно, что ответить на существующие вызовы невозможно без восстановления в обществе взаимного доверия и соглашений между ведущими политическими силами, их совместных действий, которые бы позволили заметно ослабить нынешнее социальное неравенство, обновить и углубить демократию. Одним из важнейших направлений совместных действий могло бы стать реформирование конституции 1978 года, ряд статей которой устарели. Предстоящие в 2015 году очередные парламентские выборы могут изменить расстановку политических сил и создать условия для формирования коллективного общественного проекта, устремленного в будущее и так необходимого Испании.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО

Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.


Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Распечатать страницу