Испания: региональные выборы на фоне политического тупика

04.10.16

Испания: региональные выборы на фоне политического тупика

Эксперты МГИМО: Хенкин Сергей Маркович, д.ист.н.

С декабря 2015 г. Испания живет без нового постоянного правительства. Ни после очередных парламентских выборов в декабре 2015 г., ни после досрочных выборов в июне 2016 г. партиям не удалось договориться о формировании кабинета министров. Заблокированная политическая ситуация деморализует общество, снижает международный авторитет страны. В этой обстановке важное значение имели выборы в региональные парламенты Галисии и Страны Басков, состоявшиеся 25 сентября. Многие резонно полагали, что результаты выборов выявят потенциал основных партий на региональном уровне и повлияют на общую ситуацию в стране. И прежде всего — на настрой политиков, побудив их найти наконец взаимоприемлемый компромисс, который даст возможность сформировать правительство и избежать третьих выборов. И действительно, один из результатов выборов проявился немедленно. В Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП), второй по степени влияния партии страны, от позиции которой во многом зависит формирование нового правительства, разразился острейший, беспрецедентный в ее истории кризис.

Галисия: убедительная победа Народной партии

Преимущественно аграрная и отсталая по сравнению с другими испанскими автономиями Галисия — оплот правящей в Испании консервативной Народной партии (НП). Мариано Рахой, исполняющий обязанности председателя правительства Испании, — галисиец. Региональное отделение НП управляет Галисией с 80-х гг. (за исключением 2005–2009 гг., когда правительство сформировали представители Социалистической партии Галисии и Галисийского националистического блока). На последних выборах 2009 и 2012 гг. консерваторы завоевывали абсолютное большинство мест в парламенте и создавали однопартийное правительство. После региональных и муниципальных выборов 2015 г. Галисия осталась единственной испанской автономией, где НП имеет абсолютное большинство депутатов в местном парламенте.

Интрига нынешних выборов состояла в том, завоюет ли НП вновь абсолютное большинство депутатских мандатов (38 из 75). Для национального руководства НП и лично для М.Рахоя этот вопрос приобрел принципиальное значение и стал вопросом чести. В результате июньских выборов в нижнюю палату кортесов НП лидирует по числу депутатских мандатов в нижней палате кортесов (137, а у занимающих соответственно второе, третье и четвертое места место ИСРП, «Объединенной Подемос» и «Сьюдаданос» их, соответственно, 85, 71 и 32). Получение абсолютного большинства давало НП весомый аргумент для формирования правительства путем усиления давления на другие партии, прежде всего на ИСРП. Все остальные результаты могли укрепить позиции сторонников замены М.Рахоя другим лидером: распространено мнение, что непопулярный в стране и политическом мире Испании М.Рахой служит одним из главных препятствий на пути формирования правительства.

Результаты выборов не обманули самых оптимистичных ожиданий консерваторов. Они одержали победу, далеко опередив остальные партии, получив 45,8 % голосов и 41 депутатское место. Победа в Галисии усилила позиции М.Рахоя в национальном масштабе.

Большую роль в успехе галисийских консерваторов сыграл их лидер Альберто Нуньес Фейхоо, рейтинг которого выше, чем у М.Рахоя и многих других испанских политиков. По оценкам социологов, команда А.Нуньеса Фейхоо в ходе кампании должна была отвоевать у партии «Сьюдаданос» 5–8 % голосов прежних сторонников, которые «изменили» НП из-за постоянно сотрясающих ее коррупционных скандалов. Сделать это удалось. В ходе избирательной кампании А.Нуньес Фейхоо стремился привлечь к себе умеренные слои электората и дистанцировался от НП, создавая образ «независимого» кандидата. Региональные СМИ представляли его как «эффективного управленца, незапятнанного в коррупции». По распространенному мнению, А.Нуньес Фейхоо весьма вероятный преемник М.Рахоя.

Социалистическая партия Галисии (региональное отделение ИСРП) откатилась со второго на третье место. Она получила 14 депутатских мест (на 4 меньше, чем на выборах 2012 г.), столько же, сколько коалиция Эн Мареа. Однако за Эн Мареа, считающуюся региональным филиалом «Подемос» (партии, стремительно ворвавшейся на политическую сцену Испании и являющейся основным соперником ИСРП в левом лагере) проголосовало больше избирателей (19,1 % против 17,9 %). Это худший результат в истории галисийских социалистов.

Страна Басков: Националистам не сформировать правительство в одиночку

Расстановка сил в Стране Басков отличается и от галисийской, и от общенациональной. Эта автономия еще совсем недавно считалась самым беспокойным регионом Испании. Здесь сосуществовали две разновидности сепаратизма в лице террористической организации ЭТА, которая на протяжении полувека вела вооруженную кровопролитную борьбу за независимость Страны Басков, и политически доминирующей в регионе Баскской националистической партии (БНП), выступившей в 2003 г. с так называемым «планом Ибарретче» (по фамилии главы правительства автономии) о «свободной ассоциации» Страны Басков с Испанией. Однако после того, как в октябре 2011 г. ЭТА заявила о прекращении вооруженной борьбы (при этом она не сложила оружия и не самораспустилась), а «план Ибарретче» провалился, ситуация в автономной области стала намного спокойнее. На посту главы правительства автономии Ибарретче сменил Иньиго Уркулью, занимающий первое место в рейтинге баскских политиков. И.Уркулью снискал уважение широких слоев автономии отказом от разжигания радикально-националистических, конфронтационных настроений и проведением умеренной, компромиссной политики. Со времен перехода к демократии доля сторонников независимости в этой автономии никогда не была такой низкой, как сейчас. В 2016 г. только 24 % басков в той или иной степени стремятся к независимости (в 90-е годы это число доходило до 40 %). В настоящее время жители автономии гораздо больше озабочены созданием новых рабочих мест и экономическим ростом, чем идеей независимости.

На выборах победу одержали две региональные националистические партии. Больше всех депутатских мест (29) завоевала Баскская националистическая партия (БНП), успех которой неотделим от деятельности И.Уркулью. Второе место заняла коалиция Бильду (17 депутатских мандатов), входящая в лагерь «левых баскских патриотов» — Движения за национальное освобождение басков, полулегальной сетевой структуры, включающей ряд партий, общественных организаций и групп. Общенациональные партии — НП и ИСРП — далеко отстали от победителей, завоевав по 9 депутатских мест. Обе выступили неудачно по сравнению с предыдущими выборами. Но если НП потеряла только 1 депутатский мандат, то ИСРП почти половину — 7. При этом социалистов опередила другая левая партия — «Подемос», завоевавшая 11 мандатов и занявшая третье место.

Баскский парламент, традиционно сильно фрагментированный, предстает таковым и после прошедших выборов. БНП, не набравшая абсолютного большинства голосов, должна сформировать коалиционное правительство. Наиболее вероятным ее союзником наблюдатели называют местное отделение ИСРП. У партий уже есть опыт формирования совместных правительств. Вместе с тем не исключается и возможность союзнических действий БНП и НП. В этом случае между БНП и национальным руководством НП в Мадриде может быть заключено соглашение о взаимной поддержке, которое приведет к тому, что НП получит еще 5 так необходимых ей голосов фракции БНП в кортесах для утверждения М.Рахоя председателем правительства Испании. Правда, заключение соглашения осложняется тем, что БНП в своей предвыборной программе призывает провести референдум о признании Страны Басков нацией и высказывается за ее самоопределение, что противоречит установкам НП, твердо защищающей статус-кво.

Кризис в ИСРП и возможность избежать третьих выборов

Вопрос о том, повлияют ли результаты региональных выборов на преодоление политического тупика в стране, остается открытым. В соответствии с конституцией, утверждение кандидата на пост председателя правительства может осуществиться до истечения двухмесячного срока со времени первого голосования — оно состоялось 31 августа. И тогда, а затем и в ходе второго голосования, два дня спустя, М.Рахоя поддержали 170 депутатов от НП, Сьюдаданос и Коалиции Канарских островов. Против в обоих случаях высказались 180 депутатов. Воздержавшихся не было. Тем не менее вопрос не закрыт. У партий остается еще почти месяц — до 31 октября — для утверждения кандидата на пост председателя правительства. Если ни один из кандидатов не получит вотума доверия конгресса, король распускает обе палаты и назначает новые выборы с согласия председателя парламента.

В этой обстановке решающее значение для вынесения вотума доверия новому главе кабинета министров приобретает позиция ИСРП. Точку зрения ее руководства во главе с Генеральным секретарем Педро Санчесом (1 октября он ушел в отставку) определяла резолюция Федерального комитета партии, принятая 28 декабря 2015 г., в которой заявлено о недопустимости поддержки правительства М.Рахоя и любого другого руководителя НП. У ИСРП есть много аргументов, объясняющих это «нет»: отказ правительства НП в 2011–2015 гг. от проведения назревших преобразований, прежде всего в политико-конституционной сфере, его безынициативность, множащиеся коррупционные скандалы.

Несомненно, на позицию руководства социалистов влияет конкуренция с «Подемос». Еще в мае 2015 г. часть бывших избирателей ИСРП отвернулась от нее, сделав выбор в пользу «Подемос». На последнюю в большей степени ориентируется и молодежь, многие представители которой не видят никакой разницы между двумя традиционными партиями — НП и ИСРП. В этой обстановке твердое «нет» М.Рахою призвано продемонстрировать реальным и потенциальным избирателям, что ИСРП это совсем не то же самое, что НП. Многие деятели ИСРП опасаются, что любые уступки М.Рахою будут использованы «Подемос» для обвинений в «капитуляции перед правыми» и приведут к еще большему оттоку голосов избирателей к этой партии.

Позиция П.Санчеса долгое время выглядела весьма двусмысленно. Он был и против избрания М.Рахоя, и против третьих выборов, не выдвигая жизнеспособной альтернативы. Столкнувшись с обвинениями в отсутствии конструктивной позиции, П.Санчес стал озвучивать идею пактирования ИСРП с «Подемос» и «Сьюдаданос» (опыт сотрудничества с последней у социалистов имеется). Однако реализация этого предложения с самого начала представлялась нереальной, прежде всего из-за взаимоотношений между этими двумя партиями, заявляющими о своей «несовместимости». Кроме того, в самой ИСРП много решительных противников блокирования «Подемос» из-за некоторых пунктов ее программы (например, неприемлемого для ИСРП требования проведения референдума по вопросу о самоопределении Каталонии) и постоянных политических зигзагов. Совершенно нереалистичной представляется и выдвигавшееся П.Санчесом предложение сотрудничества с националистическими партиями Каталонии, представленными в парламенте. Оно вызывало резкую критику многих социалистов, поскольку эти партии поддерживают неприемлемую для ИСРП идею сецессии. Таким образом, можно констатировать, что реальной альтернативы правлению Народной партии ИСРП выдвинуть не смогла.

Возникает вопрос: что предпочтительнее для ИСРП — дать «зеленый свет» правительству меньшинства М.Рахоя, которое будет находиться под строгим контролем парламента, или вести дело к третьим выборам, по многочисленным прогнозам усилящим позиции НП и в очередной раз ослабящим ее собственные позиции?

В «большой семье» испанских социалистов, где представлены несколько их поколений, не все согласны с позицией П.Санчеса. Бывшие лидеры партии Ф.Гонсалес и Х.Л.Родригес Сапатеро, в свое время возглавлявшие правительство Испании, предлагали организовать внутрипартийную дискуссию для определения политической линии партии — воздержаться при голосовании, необходимом для формирования правительства М.Рахоя при переходе ИСРП в оппозицию, или выступить за проведение третьих выборов. Эту же точку зрения разделяют и некоторые руководители партии в регионах. Сторонники воздержания при голосовании заявляют, что оно ни в коей мере не означает поддержки М.Рахоя, а продиктовано национальными интересами, чувством ответственности перед страной, находящейся в очень сложной ситуации. При отсутствии альтернативы, считают они, править должна партия, как бы к ней не относились, за которую проголосовало большинство избирателей.

Между тем региональные выборы в Стране Басков и Галисии подтвердили тенденцию, проявляющуюся на каждых парламентских выборах, начиная с 2011 г.: неуклонное сокращение электората ИСРП. С 2011 г. партия потеряла примерно 5 млн сторонников. Негативные для социалистов результаты региональных выборов перевели разногласия и распри, существующие уже давно, в новое качество — острейший внутрипартийный кризис. Широкие партийные слои потребовали отставки П.Санчеса и создания, в соответствии с уставом, исполнительной комиссии, которая стала бы высшим партийным органом до проведения съезда. Масло в огонь подлило предложение П.Санчеса провести 23 октября выборы генерального секретаря, а 12–14 ноября — чрезвычайный съезд ИСРП. Эти даты были выбраны не случайно, они предшествуют в первом случае — возможному роспуску кортесов в преддверии третьих выборов, во втором — самим этим выборам, исход которых может быть неблагоприятным для ИСРП. Предлагая выборы Генерального секретаря, П.Санчес возлагал большие надежды на голосование в низовых партийных организациях, в котором могут участвовать все члены ИСРП (примерно 180 тыс.) и где у него много сторонников. Именно путем всеобщего прямого голосования в июле 2014 г. — первого в истории ИСРП — П.Санчес был избран ее генеральным секретарем. Критики линии П.Санчеса упрекали его в попытках сохранить за собой пост генерального секретаря, пренебрегая национальными интересами, и встретить вероятное будущее поражение партии в положении, когда его позиции уже ничего не будет угрожать.

В ИСРП образовались два противостоящих друг другу течения — сторонников П.Санчеса и его критиков, причем линии размежевания проходили не только между региональными и местными организациями партии, но и внутри тех и других. Дело дошло до того, что 17 (из 35) членов Федерального исполкома ИСРП заявили о своем коллективном уходе в отставку, потребовав роспуска Исполкома и прекращения полномочий П. Санчеса. Однако сокращение Исполкома наполовину не смутило оставшихся в нем сторонников Санчеса, которые продолжали считать себя партийным руководством. Вместе с тем накануне заседания Федерального комитета ИСРП, назначенного на 1 октября, П.Санчес заявил, что, если предложенная им программа действий будет отклонена, он уйдет в отставку.

Именно так и случилось. В ходе заседания Федерального комитета, проходившего 12 часов в бурной, наэлектризованной обстановке, предложение П.Санчеса о проведении в ноябре чрезвычайного съезда партии, и, соответственно, предшествующих этому событию выборов генерального секретаря было отвергнуто (132 голоса против 107). Победившие «критики» сформировали исполнительную комиссию, которая будет руководить деятельностью ИСРП до съезда партии (его дата пока не определена). Обязанность возглавлять комиссию возложена на президента Астурии, лидера местного филиала ИСРП Хавьера Фернандеса, пользующегося авторитетом в партии. В своих последних выступлениях Х.Фернандес говорил, что в Испании должно быть сформировано постоянное правительство, отвергая при этом возможность блокирования как с «Подемос», так и с сепаратистскими партиями, стремящимися расчленить Испанию.

Отставка П.Санчеса и переход высшей власти в ИСРП к исполнительной комиссии меняют политическую ситуацию. Возможность избежать третьих выборов становится более реальной. Вместе с тем следует иметь в виду, что критическое отношение многих социалистов к деятельности П.Санчеса вовсе не предполагает пересмотр позиции в отношении М.Рахоя. Прежде всего, «критики» крайне обеспокоены многочисленными поражениями ИСРП, связанными с именем П.Санчеса, неуклонно прогрессирующим падением ее влияния, чреватым превращением во второстепенную политическую силу. Они осознают, что партии нужен новый лидер и новые идеи. В отношении же вынесения М.Рахою вотума доверия среди «критиков» нет единства. Соотношение сил между противниками и сторонниками воздержания при голосовании за кандидата Народной партии выявится в ближайшее время. И от этого решения ИСРП зависит очень многое — и для нее самой, и для всей Испании.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Российский совет по международным делам
Распечатать страницу