МАКС не атакует: итоги 12-го авиакосмического салона

01.09.15

МАКС не атакует: итоги 12-го авиакосмического салона

Эксперты МГИМО: Токарев Алексей Александрович, к.полит.н.

Кто, что и у кого купил на МАКСе? Как это все стояло в павильонах и летало над ВПП? Специально для «Защищать Россию» Алексей Токарев считает контракты и изучает географию поставок.

Еще до завершения МАКС-2015 оппозиционные СМИ начали публиковать материалы о совершенной скуке на нем, а государственные отрапортовали, что «китайцы позировали около Ми-35». Гости ходят (из 80 стран), компании участвуют (700 — со всей планеты и 24 — из одних только США), сделки заключаются (на миллиарды долларов), Украины нет, но Турция и Южная Африка впервые. К тому же на МАКС смотрят разными глазами: эксперты сидят в павильонах в ожидании новых сделок, журналисты осаждают конференц-залы, рядовые зрители со входа начинают задирать головы. Чем, а главное — для кого, на самом деле был скучен и интересен 12-й МАКС?

Статика

Любители авиации в первый же день работы салона начали совершать паломничество к статической экспозиции. Там притаился впервые показанный широкой публике МиГ 1.44. Этот прототип истребителя пятого поколения со всеми сопутствующими характеристиками (stealth-технологии, сверхманевренность, двигатель с УВТ, сверхзвук без форсажа) постигла та же судьба, что и Су-47 «Беркут»: оба уступили небо ПАК ФА. Незаслуженно внимания публики лишились Ил-76 МДК «Космос», заменивший в самом начале экспозиции стоявшего там в 2013 году родственника Ил-76 МД-90А, и DC-3. Внутри первого выставили скафандры «Сокол» и «Орлан» и показывали фильм о том, как прямо здесь устраивается невесомость. Этот Ил, принадлежащий Центру подготовки космонавтов, благодаря усиленному фюзеляжу и крыльям умеет пикировать, обгоняя ускорение свободного падения — вес пристегнутых к мягким бортам фюзеляжа испытуемых становится равным нулю. Два американских ближнемагистральных «Дугласа» добирались на аэродром «Раменское» совсем не с одной остановкой: в рамках проекта «Алсиб» они оставили позади Аляску, Сибирь и добрую часть Европейской равнины.

Зато, по обыкновению, не зарастала народная тропа на борт Ту-144 — как Ален Делон красивого и не умеющего летать. С повисшими от грусти «ушами» переднего горизонтального оперения, уменьшавшего скорость при посадке, он стоит тут с 2007 года, но посетить единственную советскую сверхзвуковую пассажирскую машину зрители считают долгом. О небе в нем напоминают лишь молодые любители авиации (один даже в форме КВС), которые рассказывают об истории судна, но садиться за штурвал строжайше запрещают.

В первые два деловых дня напротив DC-3 стоял A-350XWB (Extra Wide Body — сверхширокий фюзеляж), который будет постепенно заменять дальнемагистральные А-330 и А-340 в парке европейского гиганта и составлять конкуренцию американцам B-777 и B-787 Dreamliner. В рамках летной программы новая европейская машина поднималась, делала вираж, входила в крен, помахивая крыльями, — к восторгу публики на земле. На тех, кто по прошлому МАКСу помнит проходы А-380 над взлетно-посадочной полосой, фюзеляж белого здоровяка над головой, конечно, навевал ностальгию о былых размерах. Внутри А-350 дважды в день организовывались пресс-проходы, в результате которых можно было увидеть начиненный проводами коридор испытательного воздушного судна, кучу измерительной аппаратуры и бочки с водой на месте пассажиров.

Павильоны

Без сомнения, лучший павильон был у «Корпорации Тактическое Ракетное Вооружение» (КТРВ): плазменные экраны, звуковые отбивки после объявления каждого экспоната, единый брендбук. В платьицах коротких, как полет ракеты «воздух-воздух», живые модели представляли металлические: на экспозиции были доступны крылатые ракеты и торпеды разных классов. Гендиректор КТРВ Борис Обносов на фуршете стоически отбивался от вопросов про оба «Грома», в основе которых Х-38.

Ракета класса «воздух-поверхность» Гром-Э1 — изделие для экспорта с боевой частью в 250 кг при весе ракеты в 520. Гром-Э2 — управляемый планирующий боеприпас, в котором двигатель заменен дополнительной боевой частью в 130 кг. Все ТТХ «Громов» секретны — изделие экспонировалось без табличек с ними, но конструкторы добавляли интриги, предполагая, что на следующем МАКСе «это будет бомба». Еще одна премьера КТРВ — тактическая крылатая ракета Х-59 МК2. Дубина массой 770 кг с боевой частью в 310 кг, способная лететь со скоростью почти 330 м/с, размещалась рядом с «Громом».

В павильоне «Алмаз-Антея» ни один зоркий глаз так и не смог разглядеть хотя бы модель Бук-М3. Представители разработчика только что не изображали глухонемых, услышав название этого ЗРК. Старые комплексы вроде С-400 и Тор-М2 особого интереса экспертной публики не вызывали.

Перспективный двигатель ПД-14 «Пермского моторного завода» в павильоне Объединенной двигателестроительной корпорации сразу стал хитом. Не только потому, что он будет двигать в небо новейшие российские среднемагистральные самолеты МС-21, фюзеляж первого из которых увидел президент Путин благодаря телемосту с Иркутском. Модификации ПД-14, возможно, будут ставить на среднемагистральный Ту-214, дальнемагистральный Ил-96-300 (единственный отечественный широкофюзеляжный борт в небе) или его грузовой вариант Ил-96-400Т. Портфель заказов на ПД-14 уже перешагнул за три сотни, благодаря интересу Кубы, Индии и Азербайджана.

Главный хит «Вертолетов России» оказался вне павильонов: экскурсоводом по Ми-38 для наследного принца и заместителя верховного главнокомандующего ОАЭ Мухаммеда Аль Нахайяна был Владимир Путин, а постоянным сопровождающим по территории салона — Рамзан Кадыров.

Кроме того, КБ Миля представило демонстратор перспективного среднего скоростного вертолета В-37 (ПСВ) с возможной крейсерской скоростью в 370 км/ч. Впервые полноразмерная модель ПСВ демонстрировалась в Фарнборо месяцем ранее.

Контракты

Основной рабочей лошадкой деловой части этого, ориентированного не на ВТС, а на «гражданку», МАКСа стал SSJ-100. Во-первых, два борта, стоящие вместо металлического забора за стилизованной инсталляцией брендов ГСС и ее флагмана, — вариант повышенной комфортности SSJ 95B VIP и судно компании «Ямал» — были одним из хитов статической экспозиции. Во-вторых, «Суперджет» вывез на своем горбу, сделанном на КнААЗе, сразу несколько контрактов.

Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) подписала с «Гражданскими самолетами Сухого» (ГСС) твердый контракт на поставку 32 машин и опцион на 28. Поставки флагмана ГСС обсуждались с «Ямалом» (25 самолетов), Red Wings (15), а также казахстанским SCAT (15). До конца года ГСС подпишут с «Аэрофлотом» контракт на 20 единиц. «Суперджет» как никакая другая машина способен разделять мнения и властвовать над умами. С одной стороны, можно писать про «двухмиллиардную стоимость сделок» по SSJ-100. С другой — указывать на иностранный двигатель, авионику, интерьер, называя разработчика — Россию — «авиационным Зимбабве». Так или иначе, SSJ-100, массово эксплуатируемые отечественными компаниями, а также мексиканской Interjet (несколько судов заказаны в Польше, Швейцарии, Таиланде и Бельгии, Lao Central Airlines из Лаоса и PT Sky Aviation из Индонезии), попадают в центр внимания зрителей и профессионалов.

На фоне разговоров об импортозамещении и необходимости поддержки отечественного авиапрома «Роснефть» купила у канадской Viling Air 10 турбовинтовых двадцатиместных DHC-6 Series 400. Еще раньше госкомпания анонсировала закупку шельфового варианта 160 вертолетов AW189 Agusta Westland (итальянцы должны собираться в России).

ВТС на этом МАКСе заключалось в подписании контракта на поставку четырех учебно-боевых Як-130 для Белоруссии вдогонку тем четырем, которые ВВС республики уже получили в апреле этого года. ПВО белорусской части Союзного государства пополнилась пятью комплексами Тор-М2К, которые Рособоронэкпорт поставит в 2016 году, и радиолокационной станцией «Противник-Г».

Иордания, чей король Абдалла Второй был единственным, наряду с президентом Путиным, главой государства, посетившим салон, в области ВТС проявила скромность, получив лишь парашютные платформы П-7. Пожалуй, самым громким анонсом сделки МАКС-2015 обязан Египту, закупившему вертолеты-Ка-52, которые, скорее всего, окажутся с индексом К — то есть не сухопутный «Аллигатор», а корабельный «Катран». Значит нероссийские «Мистрали» будут французскими еще недолго.

Деловая и летная программы

Обозреть даже самые важные мероприятия трех деловых дней салона в конгресс-центре, павильонах и шале — одного текста не хватит. Интересными показались два прогноза по развитию авиации на постсоветском пространстве до 2034. По мнению Airbus, российским авиаперевозчикам понадобится 1180 самолетов от 100 кресел в ближайшие 20 лет, а аналитики ОАК посчитали, что 860, на сумму 94 млрд. долларов.

В летной программе, по традиции, солировали асы высшего пилотажа на ПАК ФА (серийное производство с 2016 года), МиГ-35 (контракт на поставку Минобороны подпишет в первом квартале следующего года) и Су-35С, контракт на которые неоднократно анонсировался, но так и не был подписан (Минобороны уже давно собирается приобрести 48 машин данного типа, а в Ле Бурже в июне был анонсирован контракт с КНР на 24 единицы). Российские истребители выполняли бочки, колокола, ранверсманы, кульбиты и прочие фигуры, от которых у зрителей обычно болят шеи и сосет под ложечкой. Особыми номерами стали закладывавший невообразимые крены Ми-26Т2 (если представить, что мамонт может танцевать балет, то отдаленно это напомнит экзерсисы милевского гиганта) и SSJ. Завершая один из показательных полетов, самолет сел без использования реверса, пробежав по полосе лишь 350 м.

SSJ-100 и МС-21 контрактовались и на прошлом МАКСе. В 2013 году едва ли не самым популярным словом в пресс-релизах салона был «лизинг». «Сбербанк-Лизинг» и «Иркут» согласились обменяться двадцатью МС-21 и 1,7 млрд. долларов (для дальнейшей передачи в лизинг). Тогда МС-21 «в железе» еще не существовало, теперь готово 90% планера. Кроме «Сбербанка», будущий МС-21 купили в 2013 году «ВЭБ-лизинг» (30 самолетов) и «Ильюшин Финанс» (22 самолета). ГСС и «Сбербанк-лизинг» подписали контракт на 700 млн. долларов и 20 «суперджетов» опять же для лизинга. ГСС передали шесть SSJ-100 в лизинг авиакомпании UTair по стоимости в 217 млн. долларов. Та же UTair получит десяток МС-21 от «Иркута» через «ВЭБ-лизинг».

Государство занималось и занимается тем, что пристраивает при помощи российских финансовых гигантов российские самолеты российским авиакомпаниям. Это можно считать хорошей миной при плохой международной игре и неконкурентоспособности «джетов» по сравнению с лидерами ближнемагистрального рынка «Бомбардье» и «Эмбраер», а можно — умелым протекционизмом. Ведь и иностранные гиганты вроде «Боинга» и «Эйрбаса» создают свои шедевры в рамках кооперации с российскими производителями титана, например. МАКС-2015 показал все, что мог. На прошлом салоне Минобороны ничего не купило, и были жуткие пробки. В этот раз хотя бы логистика оказалась в порядке.


Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: «Защищать Россию»
Распечатать страницу