Мультикомпетентность как возможность оставаться востребованным: что такое профессионализм сегодня?

29.09.15
Эксклюзив

Мультикомпетентность как возможность оставаться востребованным: что такое профессионализм сегодня?

Эксперты МГИМО: Раицкая Лилия Климентовна, д.пед.н., к.экон.н., доцент

О том, как меняется сегодня профессиональное развитие личности, — в комментарии заведующей кафедрой английского языка №5 Лилии Раицкой.

В современном обществе в силу чрезвычайной изменчивости социальной среды, высокой степени ее неопределенности и беспрецедентной скорости устаревания знаний профессионализм формируется в течение всего периода профессиональной деятельности.

В таких условиях очень часто профессионализм как абсолютное достижение свидетельствует о прекращении развития личности. Из-за высокой скорости устаревания знания и информации такой профессионализм контрпродуктивен, а его «носители» становятся инородными для любой организации и системы: обладая значительными заслугами в прошлом, подобные специалисты не умеют адаптироваться и развиваться, что делает их в лучшем случае бесполезными. Такие люди часто переживают масштабный личностный кризис, связанный с тем, что их авторитет и опыт более не актуальны и не востребованы.

Изменились и качественные характеристики каждого из этапов развития специалистов. Стремление к информированности и самообучение становятся основными путями не только и не столько повышения квалификации, сколько возможностью оставаться в профессии и соответствовать квалификационным требованиям. Механизм пересмотра и восполнения новых профессиональных знаний и компетенций, которые позволяют эффективно реализовывать, или актуализировать, профессиональный потенциал (как дополнение к традиционным академическим и бизнес-формам образования), появление за счет постоянной дифференциации знаний и сфер деятельности новых профессий, а также развитие и преобразование традиционных профессий — все это приводит к новому пониманию профессионализма.

В доинформационном обществе профессионализм формировался постепенно, неразрывно с решением проблем, определенных этапами возрастного развития личности, и характеризовался изменением (ростом) качественных характеристик. В эпоху же интернета человек как профессионал и как личность проходит через неоднократные периоды переоценки личностных и профессиональных достижений. Именно в этот период в странах с развитой общественной структурой стали нормой неоднократная смена профессий или переход в смежные профессии, совмещение профессий. Эти тенденции определялись также сложностью, часто междисциплинарностью различных видов профессиональной деятельности.

В современном бизнесе, а также все больше в социально ориентированных профессиях наблюдается явное предпочтение со стороны работодателей при приеме на работу тех кандидатов, которые имеют различные, часто независимые по направлению образование (два и более), степени и опыт работы. Личность, которая не ограничивается рамками одной профессии, может восприниматься как «непрофессиональная»; но гораздо чаще такая личность имеет более широкие интересы и кругозор, большую готовность к восприятию новых знаний. Такой профессионал не имеет сильной склонности к профессиональному выгоранию, часто использует подходы и методы, не свойственные конкретной профессии, походя к решению проблем критически, используя междисциплинарные методы. До некоторой степени свойственные профессионализму ограничения, связанные с профессиональным пониманием «границ» при решении каждой задачи, преодолеваются теми, кто имеет не одно образование. Такое мультикомпетентное восприятие мира и своей деятельности в нем приводит таких людей к профессиональному творчеству через снятие профессиональных ограничений восприятия.

Еще в большей степени мультикомпетентность необходима в профессиях, ориентированных на технологии и непосредственно на информацию. Последнее относится практически ко всем профессиям, так как информационная составляющая становится значимой частью практически всех сфер жизни.

Университетская среда реализует мультикомпетентность, прежде всего, через ее формирование и развитие у профессорско-преподавательского состава, который оказывает влияние на развитие личности молодых людей, находящихся в начале своего профессионально-личностного становления. Кроме того, мультикомпетентность формируется через многочисленные образовательные программы второго профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки, получение ученых степеней кандидатов и докторов наук. Выпускники вузов получают новые (вторые) профессии, академические степени, повышают уровень образования по первой, не всегда базовой профессии.

И, наконец, мультикомпетентность как новый и важный феномен профессиональной деятельности изучается учеными-психологами, педагогами, социологами, философами. Научное исследование феноменологии позволяет вносить в систему профессионального образования не только и не столько теоретические модели, сколько практические подходы к изменению процесса образования, ориентируя его на множество компетенций, не ограниченных одним профессиональным направлением.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу