День независимости 12 июня — национальный праздник Филиппин

14.06.16
Эксклюзив

День независимости 12 июня — национальный праздник Филиппин

Эксперты МГИМО: Ефимова Лариса Михайловна, д.ист.н., профессор

Профессор кафедры востоковедения Лариса Ефимова — о нелегком пути филиппинского народа к независимости.

Ежегодно 12 июня вся страна отмечает общенациональный праздник Филиппин — День независимости. Современная Республика Филиппины, находившаяся ранее в колониальной зависимости от США, получила официальное признание своего суверенитета 4 июля 1946 года. Но эта дата в последнее время не отмечается как государственная.

Подлинным общефилиппинским Днем независимости в наши дни провозглашено 12 июня. Эта дата знаменует важнейшее историческое событие в многовековой истории филиппинского народа. Официальный государственный праздник был установлен в честь принятия Декларации независимости Филиппин от Испании 12 июня 1898 года в результате национально-освободительной революции 1896–1898 годов. Эта революция стала первой успешной антиколониальной революцией в Азии.

Испанский колониализм продержался на Филиппинских островах три с половиной века. Завоевание Филиппин Испанией относится к начальному этапу европейской экспансии в страны Востока, проходившей в эпоху Великих географических открытий. В 1521 году в поисках западного пути в Индию и к Молуккским «островам пряностей», как их называли в то время в Европе, экспедиция Магеллана обнаружила Филиппинский архипелаг. Испанские конкистадоры высадились на небольшом острове Лимасава, водрузив на побережье гигантский крест в знак перехода новых земель под духовный контроль папы римского и во владение католического монарха Испании. Позднее архипелаг был назван Филиппинами в честь испанского наследного принца Филиппа, будущего короля Филиппа II.

Планомерное завоевание Филиппин началось с середины 60-х годов XVI века. 20 мая 1570 года испанские корабли вошли в Манильский залив. Завоевание архипелага в основном закончилось в начале 80-х годов.

Не меньшую заинтересованность в колонизации архипелага проявляла католическая церковь, деятельность которой опиралась на военную и финансовую мощь государства. Христианизация осуществлялась одновременно с военной экспансией и колонизацией. Религиозные ордена были ударной силой испанского колониализма на Филиппинах.

Филиппинский народ оказывал посильное сопротивление колонизаторам. В XVIII в. преобладающей формой народного протеста оставались стихийные крестьянские бунты, вспыхивавшие в ответ на отдельные проявления колониального гнета. Иногда в них участвовали и землевладельцы.

Методы испанской колониальной политики, основанные на консервации средневековых способов эксплуатации, социальном угнетении, национальной и расовой дискриминации филиппинцев, порождали противоречия между колониальным режимом и филиппинским обществом в целом.

Жестокая колониальная эксплуатация и ограбление простого народа, монополия испанцев на власть постепенно вели к росту национального самосознания и формированию освободительного движения как среди крестьянства, так и зажиточных слоев. Экономические интересы филиппинских помещиков и зарождавшейся буржуазии приходили в столкновение с испанской колониальной политикой, препятствовавшей развитию в стране капиталистических отношений. Система расовой дискриминации, культивируемая испанцами, унижала национальное достоинство и самолюбие местной элиты.

Под воздействием европейских демократических и просветительских идей стало формироваться мировоззрение передовых кругов филиппинского общества. С позиций буржуазного просветительства велась критика существовавших порядков, которая в условиях колониальной страны приобретала отчетливо выраженную антиколониальную направленность.

Идейным вдохновителем филиппинского национализма и основателем реформаторского движения в испанских Филиппинах, подготовившим революцию, стал филиппинский национальный герой Хосе Рисаль — просветитель и ученый, поэт и писатель, художник и скульптор.

23 августа 1896 г. в местечке Пугадлавин в окрестностях Манилы представитель новой филиппинской интеллигенции А. Бонифасио выступил с призывом к вооруженному восстанию против испанских колонизаторов. Так началась филиппинская национально-освободительная революция 1896–1898 годов. Успехи повстанцев в первые дни и недели революции вызвали подъем массовой народной борьбы, восстание быстро росло вширь, охватывая новые районы.

Казнь Хосе Рисаля вызвала взрыв всеобщего негодования и протеста, способствовала переходу в лагерь революционеров многих до сих пор остававшихся нейтральными филиппинцев. Несмотря на политику массового террора, проводившуюся испанцами, и принятие мер по увеличению и укреплению вооруженных сил, испанские колонизаторы не могли справиться с восстанием. Все более массовый характер приобретало дезертирство солдат и офицеров филиппинцев, переход их на сторону восставших.

Под давлением демократических элементов в октябре 1897 года в горах Центрального Лусона, в местечке Биак-на-Бато, собралась Народная ассамблея для выработки конституции Филиппинской республики. Среди делегатов ассамблеи преобладали представители мелкой буржуазии, интеллигенции, командиры повстанческих отрядов, прибывшие из всех районов Лусона, охваченных революцией. 1 ноября 1897 года был утвержден проект временной конституции Филиппинской республики (Биакнабатской). Провозглашались основы буржуазного правопорядка, введение демократических свобод, всеобщего избирательного права, была разработана государственная структура. Высшим органом власти должен был стать Верховный правительственный совет, избиравшийся Ассамблеей и наделенный широкими полномочиями. В то же время конституция гарантировала демократические свободы для граждан республики. На следующий день после принятия конституции был избран Верховный правительственный совет во главе с президентом Э. Агинальдо. В его составе преобладали представители буржуазно-помещичьей интеллигенции, взявшие курс на достижение соглашения с колониальной администрацией.

Новый революционный подъем начался весной 1898 года. В январе -апреле в разных точках страны вспыхивали восстания, организовывались антииспанские заговоры, усиливались действия партизанских отрядов. Революционные настроения вновь стали расти среди буржуазии и помещичье-бюрократических слоев. Политика испанских властей, отказавшихся от проведения обещанных по биакнабатскому договору реформ и снова обратившихся к кровавым полицейским расправам и террору, вызывала возмущение даже в наиболее умеренных и консервативных кругах. Агинальдо и его последователи образовали Патриотическую хунту в Гонконге, установившую контакты с революционерами на Филиппинах и занявшуюся подготовкой к возвращению на родину для организации вооруженной борьбы.

Переговоры Агинальдо с американцами и достижение договоренности об американской помощи способствовали росту его популярности на Филиппинах. В первые же дни после возвращения на родину он взял на себя функции главнокомандующего повстанческими силами.
Во второй половине мая — начале июня повстанческие отряды нанесли ряд поражений испанцам в Центральном и Южном Лусоне. В Кавите, временной столице освобожденных территорий, 12 июня 1898 года Агинальдо провозгласил независимость Филиппин. В этот исторический день по существу закончилось колониальное господство Испании на Филиппинском архипелаге. Народ добился свободы и независимости.

15 сентября 1898 года в Малолосе открылся Революционный конгресс. В составе делегатов конгресса преобладали представители образованных помещичьих и буржуазных кругов, однако значительна была и группа делегатов, представлявших мелкобуржуазную интеллигенцию и вышедших из мелкобуржуазной и народной среды командиров революционной армии. В ходе работы конгресса был разработан и принят важнейший исторический документ — новая Малолосская конституция, законодательно оформившая создание независимого филиппинского государства.

Конституция провозглашала Филиппины суверенной и свободной республикой. Статья 4 определяла ее правительство как народное, представительное, выборное и ответственное, осуществляющее свои функции через три раздельные власти (законодательную, исполнительную и судебную), причем подчеркивалось, что ни одно лицо или корпорация не могут быть облечены более чем одной из этих властей. Деятельность президента как главы исполнительной власти была поставлена под контроль законодательной власти. Большое место в конституции занимали статьи, посвященные утверждению в стране буржуазного правопорядка и гарантиям демократических прав и свобод гражданам республики.

В Малолосской конституции получил отражение новый важный фактор расширение территориальных и этнических рамок революционного движения. Если на первом этапе революции освободительная борьба в основном развертывалась на территории Лусона и ее главным центром были тагальские районы, то на завершающем этапе в активное революционное движение были вовлечены народы не только Лусона, но и Висайских островов. В отличие от Биакнабатской конституции, объявившей тагальский официальным языком Филиппинской республики, новая конституция провозгласила свободное пользование всеми языками, употребляемыми на Филиппинах.

Однако работа конгресса была прервана известием об окончании войны между Испанией и США и подписании в Париже 10 декабря 1898 года мирного договора, согласно которому Испания уступала Филиппины Соединенным Штатам. Решение Парижской мирной конференции вызвало взрыв негодования на Филиппинах. Молодое государство, едва сбросившее испанское колониальное иго, оказалось перед угрозой нового порабощения. Было спешно сформировано правительство независимой республики Филиппины. 5 января 1899 года правительствам США, европейских держав и Японии был разослан текст манифеста, в котором заявлялся официальный протест против решения Парижской конференции. Филиппинские представители за границей усилили пропаганду за признание республики.

23 января 1899 года в Малолосе была торжественно утверждена конституция. Агинальдо был избран президентом Филиппинской республики. Вслед за тем текст конституции был направлен в европейские столицы и Вашингтон. Но правительства капиталистических держав хранили молчание, предпочитая роль нейтральных наблюдателей. Оставалась надежда на то, что в сенате США, где на голосование был поставлен вопрос о ратификации Парижского договора, одержат победу противники такого внешнеполитического курса. Но вскоре рухнула и эта последняя надежда.

С ратификацией Парижского договора Филиппины вступили в новый, самый сложный этап национально-освободительною борьбы. В ночь на 4 февраля 1899 года американское командование спровоцировало перестрелку между передовыми линиями филиппинских и американских войск, стоявших в окрестностях Манилы. Этот день вошел в историю Филиппин как начало войны с Соединенными Штатами. Едва родившаяся Филиппинская республика вступила в неравную борьбу с сильнейшей империалистической державой, обладавшей многократным военным и экономическим превосходством. Всеобщим патриотическим подъемом, сплотившим широкие массы филиппинского народа вокруг правительства республики, стремлением во что бы то ни стало отстоять завоевания революции объяснялась неожиданная для американцев сила сопротивления филиппинцев, которая обнаружилась с первых же вооруженных столкновений.

Борьба Первой филиппинской республики за независимость от Соединенных Штатов Америки длилась с 1899 по 1902 годы. Война стала продолжением Филиппинской антиколониальной революции и вмешательства США в дела островов. Однако силы были неравны. Американцы захватили в плен президента Филиппинской республики Агинальдо. 1 апреля 1901 года в Маниле Агинальдо поклялся признать власть Соединенных Штатов над Филиппинами и заверил в своей преданности американское правительство. Суверенная Филиппинская Республика фактически прекратила своё существование.

Филиппины стали зависимой территорией США и только в 1935 году они получили статус автономии в рамках США. Американцы окончательно предоставили Филиппинам независимость только после второй мировой войны 4 июля 1946 года. Но эта дата не рассматривается современными филиппинцами как знаковая.

Подлинным и великим общенациональным праздником стал день, когда сами филиппинцы возвестил о своей полной свободе — 12 июня. Именно в этот день 1898 года филиппинский народ самостоятельно, своими собственными усилиями сбросил оковы европейского колониализма, опутывавшие острова 350 лет, провозгласил независимость от Испании, создал суверенную демократическую республику, декларировал широкие права и свободы.

Этот день стал и остается символом торжества духовной мощи филиппинцев, свидетельством величия их помыслов и устремлений, достоянием национальной гордости филиппинского народа.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу