Наука как определяющий фактор конкурентоспособности университета

03.11.15
Эксклюзив

Наука как определяющий фактор конкурентоспособности университета

Эксперты МГИМО: Раицкая Лилия Климентовна, д.пед.н., к.экон.н., доцент

Роль науки в повышении конкурентоспособности российских университетов анализирует заведующая кафедрой английского языка №5 Лилия Раицкая.

Российские университеты сегодня переживают сложный период. Планы по переносу центра развития науки из академической среды научно-исследовательских институтов в университеты вступают в период активной реализации.

В СССР университетская наука занимала традиционную нишу, дополняя академическую и отраслевую науку. В современной России можно уже сейчас говорить о полном изменении «научного ландшафта»: финансовые потоки, выделяемые и направляемые государством на развитие науки, все больше приходят в высшие учебные заведения: это и гранты на проведение научных исследований из различных государственных фондов, федеральных агентств и министерств, и особые условия финансирования исследовательских университетов, и специальные программы госпомощи по стимулированию роста конкурентоспособности ведущих российских вузов.

Следует констатировать тот факт, что университетская наука в целом и ее развитие в самых передовых университетах России имеют финансирование, несопоставимое с ассигнуемым высшему профессиональному образованию.

В свете этого повышение конкурентоспособности университета в целом, в первую очередь, определяет вектор его усилий по развитию науки. Финансирование, привлекаемое научной деятельностью, косвенно способствует развитию всех сфер работы вуза, включая и учебный процесс. Вузовская наука позволяет производить отбор содержания образования, которое отражает самые последние результаты научных исследований, а также практически является основой развития профессионализма и повышения квалификации университетских педагогических кадров.

Без участия преподавателей вузов в научной деятельности утрачивается их связь с наукой, а профессиональное развитие не может быть адекватным требованиям высшего профессионального образования.

Потенциал университета в области научной деятельности определяется суммой потенциалов всего профессорско-педагогического состава (ППС). Но реализация имеющегося потенциала, его развитие не могут эффективно реализовываться в условиях, когда университет не проводит активной, практически агрессивной научной политики, в рамках которой создаются множественные возможности для научной самореализации каждого преподавателя. Политика университета должна строиться на всемерном и безоговорочном поощрении научной деятельности ППС, а также всех подразделений (кафедра, факультет, научные и аналитические центры). При этом самого большого эффекта можно ожидать от реализации этой политики на уровне кафедры.

Согласно Положению о кафедре университета, заведующий кафедрой несет личную ответственность за организацию научной работы на кафедре. Располагая полной информацией о каждом члене кафедры, его способностях, стремлениях, возможностях, научных интересах, и в то же время будучи осведомленным о проводимой вузом научной политике, заведующий кафедрой может найти оптимальные формы организации научной работы, где для каждого преподавателя отводятся свои место и роль. Именно заведующий кафедрой должен обеспечить системное включение результатов научной работы ППС в учебный процесс. Кафедры имеют свою научную специфику, которая должна отражаться в том, как именно организуется их работа: проводятся ли научные мероприятия (семинары, круглые столы и конференции), издаются ли тематические сборники научных трудов преподавателей кафедры, участвует ли ППС во внешних для кафедры научных мероприятиях.

Кроме того, значительный вклад самого заведующего кафедры в научную работу кафедры всегда был ориентиром и примером для сотрудников и подтверждал профессорский статус должности заведующего.

Устранение заведующего от организации научной работы или непонимание ее значимости, что сразу же отражается в отсутствии или неактивной работе подразделения в научной области, в современных условиях ставит профессионализм заведующего кафедрой и его соответствие занимаемой должности под вопрос.

Следует отметить, что активная научная работа на кафедре за счет собственных возможностей и личных научных связей имеет естественный предел. Только в условиях скоординированной и активной политики и работы университета, его подразделений, обеспечивающих научную деятельность вуза, могут быть созданы условия, в которых в университет придут гранты, а главное — федеральное финансирование; только тогда университет может стать исследовательским и получить особый статус в науке, а, как следствие, и иное финансирование.

Выбор пути развития университета сегодня в силу объективных внешних условий заставляет кардинально пересматривать всю систему организации научной работы. Приходится отказываться от пассивных, не имеющих будущего форм и методов — в пользу системной инновационной организации науки в университете. В частности, необходимо привлечение активных ученых-профессионалов, которые не только плодотворно занимаются наукой, но и способны организовать научную деятельность университета на высоком современном уровне с использованием передовых методов управления, интегрируя в университетскую науку аналитическую, учебно-методическую и издательскую деятельность. Только такие шаги позволят повысить признание университета в российском и зарубежном научных сообществах и приведут к росту его общей конкурентоспособности.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу