Наука в университетах России: порочный круг?

25.10.16
Эксклюзив

Наука в университетах России: порочный круг?

Эксперты МГИМО: Раицкая Лилия Климентовна, д.пед.н., к.экон.н., доцент

Оптимизацию университетской науки через реформирование и совершенствование системы ее организации, задачи по интеграции научной деятельности вузов в мировую науку, стоящие перед российскими университетами, анализирует Л.Раицкая.

2010-е гг. в России характеризуются появлением в современном академическом пространстве новых вызовов и реалий, к которым можно отнести систематизацию и ужесточение требований к университетам по всем аспектам их работы; зависимость финансирования вузов от результативности их научной деятельности, которая определятся мониторингами эффективности университетов России, международными и российскими рейтингами; стремление ведущих университетов подкрепить свои позиции участием в государственных программах и получением особого статуса (например, исследовательского университета; университета «5-100» и пр.); активизацию привлечения в университеты грантов на проведение научно-исследовательских работ; тенденцию к увеличению учебной и аудиторной нагрузки в высшем профессиональном образовании до максимально допустимых уровней при снижении норм учебной нагрузки на достаточно трудоемкие виды работ и многие другие.

Последние десятилетия университеты поддерживали в своем большинстве исторически сложившуюся организацию науки в высшей школе: система строилась на обобщении научного вклада от отдельного профессора и преподавателя — кафедры или исследовательского подразделения — факультета — до университета. Подразделения, занимающиеся научной работой в вузах, как правило, были сосредоточены на сборе данных по научным исследованиям и другим формам научной деятельности, их анализе, составлении многочисленных отчетов и мониторингов, справок, докладов, обобщении имеющегося опыта, определении (довольно ориентировочно) потенциала по различным видам научной деятельности. В значительно меньшей степени университеты занимались организационной и информационной работой, которая ограничивается в большинстве вузов содействием проведению (реже непосредственно проведением) научных мероприятий, издательской деятельностью (учебники, пособия, монографии; научные журналы) при наличии у вуза полиграфической базы и содействием издательской деятельности в ее отсутствие. Последние 10 лет университеты с разной степенью активности и оперативности включились в работу Научной электронной библиотеки e-Library, где рассчитывается по индексации публикаций и цитирований Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), передавая данные о публикациях ППС университета и выпускаемых университетом изданиях, мотивируя ППС (часто через эффективный контракт) создавать и поддерживать свои авторские профили в Научной электронной библиотеке e-Library. Именно данный вид научной работы университетов стал первым заметным сдвигом системы организации научной деятельности как систематизирующей в сторону сопроводительной и поддерживающей процесс научной работы ППС и университета в целом.

Несомненно, в университетах России с их многообразными и специфическими особенностями, которые естественным образом включают и организацию и систему научной работы, многие годы существуют варианты подразделений, сопровождающих и поддерживающих научную работу ППС и всех подразделений университета. Во многих вузах, особенно крупных университетах, всегда существовали научно-исследовательские центры с самостоятельной системой научной работы, где исследователь получал техническую, технологическую, материальную, информационную и любую другую необходимую помощь на всех этапах научной работы. В меньшей степени такие формы были распространены в университетах социально-гуманитарной направленности.

В связи с достаточно сложными условиями профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава университетов (высокая нагрузка, большие объемы отчетности различных видов; высокие количественные и качественные показатели научно-исследовательской и учебно-методической работы при конкурсном отборе) университеты в России оперативно начинают перестройку систем организации науки и подразделений, обеспечивающих научную деятельность университетов: создаются подразделения, которые занимаются работой с индивидуальными исследователями (профессорами и преподавателями) по продвижению исследований и их результатов на научные площадки, наиболее привлекательные для данного университета, чтобы сделать такие исследования широко известными (а, следовательно, массово цитируемыми).

Под «площадкой» в данном случае понимаются любые виды академических форумов, к которым можно отнести научные мероприятия (конференции, симпозиумы, конгрессы, семинары и пр.); научные публикации (научные журналы; сборники и прочие виды коллективных изданий с представительством различных университетов или факультетов, профильных для данного направления). Здесь следует отметить важную особенность таких «площадок» — исключительная ориентация современных «коллективных» публикационных площадок на международную, межвузовскую, географически и институционально разнообразную академическую общественность, полное неприятие «замыкания на себя» университетов, даже самых передовых и весомых по научной деятельности). Учитывая «коллективный» алгоритм развития науки в области накопления новых знаний при индивидуальности проведения отдельного исследования, приоритетность широких, открытых и репрезентативных научных «площадок» имеет под собой и научную, и социальную логику. Такая «площадка» служит местом обмена результатами новейших исследований, их апробации и распространения, а, следовательно, первым шагом к признанию результатов.

Для университетов важным становится не только перестроить все свои «внутренние площадки» (например, сборники научных трудов ППС университета; университетские журналы, ориентированные на публикацию результатов научных исследований своих научных школ, включая результатов диссертационных исследований; научные мероприятия для ППС университета и с участием исключительно ППС университета, что, конечно, может иметь место, но не может быть основной формой обмена научной информацией и пр.), но и максимально эффективно включиться в различные открытые форумы, включая сравнительно новые — публикации в базах, индексируемых самыми авторитетными международными базами — Scopus, Web of Science и др. 

Исследователь-преподаватель, проводя или завершая свою работу, должен иметь возможность обратиться в подразделение университета по научной работе, которое, при необходимости:

  • определит, где и как результаты данного научного исследования пройдут наилучшую для автора и университета апробацию (смогут получить экспертную оценку, станут известны, могут стать основой для обсуждения широким и, что важно, референтным научным сообществом, привлекут внимание и финансирование для дальнейшей разработки заявленной тематики и пр.);
  • предложит исследователю оптимальный вариант публикации или научного мероприятия, с обязательным учетом приоритетности научных мероприятий для университета (университет должен иметь четкое представление (то есть фактически перечень) о тех российских и международных научных мероприятиях и журналах / сборниках научных трудов по всем направлениям своей научной деятельности, где присутствуют ведущие в данной области и по данной проблематике ученые-эксперты, где научная общественность готова и компетентна обсуждать результаты исследования);
  • окажет содействие профессору или преподавателю в оформлении результатов научного исследования (прежде всего, речь идет о предоставлении полной информации о требованиях к оформлению; информации по ГОСТ, требованиям к оформлению иностранных изданий);
  • поможет (особенно молодым преподавателям и начинающим исследователям) освоить через проведение тренингов и организацию повышения квалификации жанровые особенности написания аннотаций, научных статей, в том числе, при возможности и необходимости, на английском языке;
  • организует через различные виды информационного взаимодействия (включая блоги, веб-форумы, социальные платформы, ориентированные на академическое сообщество, рассылки) доведение актуальной информации до ППС по вопросам научно-исследовательской деятельности;
  • оказывает содействие по оптимизации профилей ППС в различных базах данных;
  • готовит и предоставляет ППС методические и информационные материалы, необходимые для проведения научных мероприятий;
  • помогает налаживать и поддерживать научные контакты, необходимые для научной работы ППС (включая сотрудничество с научными журналами других университетов, совместное проведение научных мероприятий, совместные научные издания).

Новые подразделения, обеспечивающие поддержку и сопровождение научной деятельности, в российских университетах в своем большинстве отдают предпочтение следующим основным направлениям деятельности:

  • работа с базами данных (электронными библиотеками) и профилями ППС университета в них;
  • систематизация и организация публикаций ППС в межвузовских сборниках научных трудов с последующей индексацией в РИНЦ;
  • установление и поддержание рабочих контактов с изданиями из списка ВАК по основным научным направлениям университета, а также информационное обеспечение ППС в подготовке научных статей в такие журналы;
  • содействие в подготовке научных статей для размещения в изданиях, индексируемых в зарубежных базах цитирования (в зависимости от финансовых возможностей университета и приоритетов — от информационной и тренинговой помощи до рецензирования статьи, перевода и редактирования текста исследования на английском языке);
  • систематизация информации о научных мероприятиях в России и за рубежом, которые рекомендуются ППС для апробации исследований (приоритеты финансирования участия ППС в научных мероприятиях, представляющих интерес для данного университета и создание высокоэффективной системы участия ППС в международных мероприятиях: мониторинг результатов и расходов на научные командировки ППС для участия в таких научных мероприятиях);
  • изучение возможностей, содействие организации и проведение университетских научных мероприятий на уровне, позволяющем индексировать результаты (материалы) таких мероприятий в авторитетных базах цитирования, повышение статуса научных мероприятий, организуемых университетом;
  • поддержание научных связей с университетами-партнерами и учебными / научными организациями в России и за рубежом для осуществления межуниверситетских и международных проектов в области научной деятельности.

При всей очевидности и логичности указанной деятельности подразделений университета, занимающихся научной политикой и содействием научной деятельности ППС, определение приоритетности и масштабов деятельности таких подразделений ставится в прямую зависимость от возможностей финансирования науки в каждом конкретном университете. А то, сколько средств привлекает университет в рамках самых разных правительственных программ поддержки образования и науки, определяется, в свою очередь, масштабами результативной научной деятельности.

Каждый университет пытается выйти из такого «порочного» круга по-своему. Креативность российских профессоров и преподавателей и потенциал российских университетов дают надежду на то, что университетам удастся создать новую эффективную систему организации науки, которая поможет университетам не только занять высокие места в рейтингах и подтвердить высокий уровень исследований российских ученых, но и создаст для этих университетских ученых «нормальную» среду жизнедеятельности.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу