Новые приоритеты внешней политики президента Филиппин Родриго Дутерте

24.10.16
Эксклюзив

Новые приоритеты внешней политики президента Филиппин Родриго Дутерте

Эксперты МГИМО: Ефимова Лариса Михайловна, д.ист.н., профессор

Профессор кафедры востоковедения Лариса Ефимова о приоритетах внешней политики президента Филиппин Родриго Дутерте.

Президент Родриго Дутерте после прихода к власти летом 2016 года вскоре оказался в центре внимания мировых и российских СМИ. Причиной такого повышенного интереса стали его многочисленные острые высказывания по поводу многих ведущих деятелей современной мировой политики. Резкие повороты то в одну, то в другую сторону начали проявляться во внешнеполитическом курсе. Все заговорили о разрыве отношений с США и начале «великой дружбы» с Китаем. Журналисты, да и ряд политиков были сбиты с толку.

На наш взгляд, дело объясняется с одной стороны, достаточно просто, а с другой — совсем не однозначно: Дутерте фактически объявил о закате постколониальной эпохи в своей стране, а также о том, что он будет применять любые методы, идущие во благо страны. Родриго Дутерте заявил, что он принимает врученный ему народом мандат на управление страной «с чрезвычайным смирением». Он неоднократно подчеркивал, что в деле защиты интересов народа не будет идти ни на какие уступки ради удобства и политической целесообразности.

Филиппины с начала 16 века на протяжении 350 лет были колонией Испании. После американо-испанской войны в 1898 году Филиппины перешли под контроль США до провозглашения независимости в 1946 году. В послевоенные годы формально независимая страна находилась под жестким протекторатом Вашингтона. В основе доминирования лежало соглашение о военном сотрудничестве. Договор о взаимной обороне между США и Филиппинами был подписан 30 августа 1951 года и обязывал страны оказывать взаимную поддержку в случае угрозы со стороны третьих государств. На основании этого документа на Филиппинах были созданы военные объекты Соединенных Штатов. В 1999-м, а затем в 2014 году соглашение о военном сотрудничестве было продлено, военное присутствие США на Филиппинах расширено. Новый документ дает военным США возможность дислокации в специальных лагерях, а также предполагает размещение на территории Филиппин авиации и военно-морских сил США. Все это представляет серьезную проблему, поскольку данное соглашение нарушает суверенитет страны.

Китай и Филиппины установили дипломатические отношения 9 июня 1975 года. В 21 веке филиппино-китайские отношения получили значительное развитие, углублялось сотрудничество в различных областях. Регулярно встречались лидеры обеих стран, были совместно выработаны принципы стратегического партнерства. В январе 2002 года президент Филиппин Глория Макапагал Арройо провозгласила 9 июня Днем филиппино-китайской дружбы. В 90-х годах впервые были установлены отношения по военной линии, возросли культурные и иные связи. Отношения с КНР, наряду со связями с США и Японией, вошли в число наиболее важных направлений филиппинской внешней политики.

Однако дальнейшее сближение двух стран застопорилось из-за территориальных споров вокруг островов в Южно-Китайском море и тесные, по существу «союзные» отношения между Филиппинами и США.

Придя к власти благодаря широкой поддержке простого народа, Дутерте сделал своей главной внешнеполитической целью повышение международного престижа Республики Филиппины в соответствии с ее 101-миллионным населением и успешным экономическим развитием, а также утверждение на мировой арене представления об абсолютном суверенитете страны и безусловной независимости от кого бы то ни было. «Мы уже давно перестали быть колонией», — цитировала Дутерте The New York Times. «У меня нет никакого хозяина, кроме филиппинского народа... Больше никого, никого!»

Прежде всего, Дутерте стремится освободиться от слишком плотной опеки США, вынуждающей Филиппины согласовывать свои интересы с Соединенными Штатами. Обращаясь к США, филиппинский президент потребовал: «Вы должны вести себя уважительно».

Президента поддерживает в этом глава филиппинского министерства иностранных дел Перфекто Ясай. «Соединенные Штаты вцепились в невидимые цепи, которые втягивают нас в зависимость и подчинение, как младших братьев, неготовых к подлинной независимости и свободе. Для того чтобы эффективно противостоять угрозам внутренней и внешней безопасности, Филиппинам необходимо высвободиться из закрепощения, положить конец национальному раболепию перед США». По словам Ясай, отныне Филиппины намерены проводить независимую от США внешнюю политику, поскольку патронаж американского госдепа негативным образом отразился на национальных интересах Манилы.

Однако США хотят продолжать относиться к филиппинцам с позиции «большого белого человека», но Филиппины этого больше терпеть не желают. Дутерте намеренно обостряет ситуацию, чтобы подчеркнуть независимый характер своей страны.

Одностороннее «сотрудничество» больше не устраивает новую власть. Чтобы уравновесить влияние США, нужны другие великие державы АТР — Китай и Россия. «Я открою Филиппины для русских и китайцев», — провозгласил Дутерте. Переориентация на Китай, а также Россию позволит сбалансировать внешнеполитический курс Манилы. Чем больше великих держав, тем легче между ними маневрировать.

При этом страна стремится избегать слишком тесной привязки к какому-либо из внешнеполитических партнеров. Глава МИД Филиппин отметил, что при укреплении контактов с другими странами, прежде всего с КНР, Маниле следует «учесть ошибки прошлого, допущенные при построении контактов с Вашингтоном». «Мы никогда не позволим Китаю или какому-либо иному государству издеваться над Филиппинами, воспринимать наши интересы через призму политики „кнута и пряника“», — подчеркнул Ясай.

Новое филиппинское руководство стало наглядно демонстрировать, что оно проводит полностью независимый курс и утверждает многовекторность своей внешней политики.

«Разорвать кандалы зависимости, чтобы позволить Филиппинам эффективно отражать как внутренние, так и внешние угрозы безопасности, стало главной целью, необходимой, чтобы положить конец зависимости нашего народа от интересов Соединенных Штатов», — отметил министр иностранных дел, добавив, что эта цель требует от президента Дутерте «вынужденной перегруппировки» внешнеполитических приоритетов.

Однако разрыв с США невозможен, поскольку Филиппины чрезвычайно заинтересованы в американской военной, технологической и экономической помощи. В 2014 году филиппинский экспорт в США оценивался в 677 млн долларов, а в 2015 вырос на 3% (697 млн долларов США). В общем объеме экспорта на долю США приходится 15% (второе место после Японии). Главными инвесторами на Филиппинах также являются Япония и США. Объем капиталовложений американских компаний составил 4,9 млрд долларов.

Филиппины намерены с помощью США отстаивать свои интересы в регионе. 13 октября 2016 года Дутерте заявил о намерении сохранить военное сотрудничество с США. «Мы будем поддерживать наши отношения с США в военной сфере, так как этот альянс необходим Филиппинам для предоставления должного уровня обороны», — подчеркнул Дутерте. Вторая же причина для сотрудничества с американцами кроется в недостатке бюджета Филиппин для покрытия расходов на военную сферу, включающую и защиту спорных территорий. Министр финансов сказал, что отношения Филиппин и США остаются «надежными, как скала», а критику из Манилы назвал «временным явлением».

Поворот к многовекторности заставит США отойти от великодержавной позиции в отношениях с Филиппинами и, возможно, пойти на новые уступки в военном и экономическом плане.

Что касается Китая, то перспективы филиппино-китайского сотрудничества также довольно хорошие, несмотря на конфликт вокруг островов Южно-Китайского моря. Китай заинтересован в Филиппинах в экономическом и геополитическом плане. Активизировались деловые и торговые связи. Тем не менее, Дутерте будет применять и жесткие высказывания по вопросу о спорных островах.

В развитии связей с КНР важнейшее значение имеет и то, что характерной особенностью Филиппин, несмотря на сравнительно небольшую численность китайской диаспоры, именно филиппинские китайцы играют доминирующую роль в экономическом укладе страны. Если говорить о социальном составе правящей элиты, членах правительства и парламентариях, то большинство из них не только имеют китайское происхождение, но и принадлежат к крупным филиппино-китайским кланам предпринимателей (президент Бенигно Акино III, сенаторы Понфилио Лаксон и Серхио де ла Рама Осменья III и др.). Что касается бизнес элиты, оказывающей непосредственное влияние на экономическое развитие страны, здесь преобладают в основном филиппино-китайские компании. Многие из них представляют собой объединения регионального значения. Руководителями торговых корпораций являются члены знатных филиппино-китайских кланов и этнические китайцы, долгое время проживающие на островах. С учетом изложенного можно констатировать, что «китайский фактор» в совокупности играет в экономическом развитии Филиппин чуть ли не ведущую роль, что проявляется как в торговых связях (на Китай и Гонконг приходится более 20% экспорта), так и в контроле над важными отраслями национальной экономики.

Таким образом, лидер Филиппин намерен проводить независимый и многовекторный внешнеполитический курс. Он не хочет тесно связывать Филиппины ни с одной из великих держав, чтобы не попасть от них в зависимость.

Президент Дутерте нацелен на внешнеполитическое маневрирование с целью использования исключительно в филиппинских национальных интересах геополитические устремления и противоречия великих держав в Юго-Восточной Азии.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу