Новый формат экономического сотрудничества в Северной Америке: НАФТА 2.0

03.10.18
Эксклюзив

Новый формат экономического сотрудничества в Северной Америке: НАФТА 2.0

Эксперты МГИМО: Исаченко Татьяна Михайловна, д.экон.н., доцент

Профессор кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей им. Н.Н.Ливенцева Т.М.Исаченко — о заключении нового торгового соглашения между США, Канадой и Мексикой.

1 октября США и Канада объявили о достижении договоренности о заключении нового торгового соглашения, которое призвано стать дополнением к ранее достигнутым договоренностям с Мексикой. Будучи подписанным всеми тремя участниками, новый документ должен заменить существующее с 1994 года Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Договоренности с Мексикой были достигнуты еще в августе, но отношения с Канадой в последнее время были достаточно напряженными в результате усиления американского протекционизма, вследствие чего переговоры продлились дольше запланированного. До недавнего времени создавалось впечатление, что Канада может быть даже исключена из трехстороннего формата договоренностей, а сделка будет заключена между США и Мексикой. Администрация Трампа определила воскресенье 31 сентября в качестве крайнего срока для Канады, чтобы заключить сделку. Три страны достигли консенсуса после практически года переговоров и представили вариант НАФТА 2.0, при этом старое соглашение президент США назвал «худшей торговой сделкой, заключенной когда-либо».

Протекционистская политика Трампа показала, что США намерены продвигаться вперед по пути заключения отдельных торговых сделок с основными партнерами, отказываясь от более крупных многосторонних торговых соглашений и, таким образом, создавая новые вызовы десятилетиям формирования инфраструктуры свободной торговли. Продвигая свои интересы в различных регионах и блокируя многосторонние инициативы, администрация США намерена пересмотреть многие существующие договоренности, придав им новую, более конкретную форму и содержание, отвечающее современным торгово-политическим интересам страны. Даже подписанное в 2016 году Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ТПП) не получило поддержки, и нынешняя администрация США вполне вероятно пойдет по пути заключения двусторонних и более конкретных соглашений с ключевыми участниками ТПП.

Современный этап в торгово-политической практике США характеризуется в большей степени фрагментацией, в то время как еще несколько лет назад именно эта страна считалась основным участником многосторонней торговой системы и многие инициативы в рамках ВТО продвигались именно США. С точки зрения реализации национальных экономических интересов подобная политика является совершенно оправданной, однако она может иметь гораздо более далеко идущие последствия для третьих стран.
Наряду с фрагментацией, США пошли на обострение торговых противоречий со многими важными партнерами. В рамках этой политики Трамп объявил о введении пошли на продукцию сталелитейной промышленности, серьезно затронув интересы ЕС, начал торговую войну против Китая, которая уже нанесла вред компаниям и может ограничить глобальный экономический рост. В многих отраслях предлагаемые меры и положения Соглашения призваны продолжить линию на устранение конкуренции со стороны Китая и ЕС. Целью нового американо-мексикано-канадского соглашения является закрепление позиций американских производителей, прежде всего фермеров, на наиболее удобных рынках и окончательное вытеснение европейских производителей из конкурентной борьбы в сфере сельского хозяйства.

Договоренности между США, Мексикой и Канадой (новая аббревиатура — USMCA) предусматривают более широкий доступ к канадскому рынку для американских фермеров. Так, в частности, американские фермеры получат доступ к 3,5% рынка молочных продуктов в Канаде, что составит 16 млрд долл. США в год.

В свою очередь в автомобилестроительной отрасли Канада и Мексика получают квоту в размере 2,6 млн автомобилей, которые они могут экспортировать в США в качестве обеспечения защиты для своей отрасли, если США введут 25% ставку таможенного тарифа на импорт автомобилей. При этом интересно условие реализации данной квоты: 40-45% комплектующих и запасных частей для автомобилей должны быть произведены в Северной Америке, на заводах с оплатой труда в размере 16 долл. США в час. В целом для получения 0% ставки импортного тарифа правила страны происхождения предусматривают постепенное повышение показателя добавленной стоимости, созданной в регионе, с 62,5% до 75%. Безусловно, с точки зрения социальной защиты и одной из наиболее актуальных задач — борьбы с бедностью — подобная оговорка является крайне важной, однако она может послужить серьезным препятствием для мексиканских предприятий. С другой стороны, квота на комплектующие позволяет ограничить или по крайней мере делает намного дороже импорт из Китая, что определенно вписывается в современную концепцию нового витка конкурентной борьбы между США и Китаем.

В секторе производства древесины и деревообработки для Канады предусмотрена возможность защиты от антидемпинговых пошлин с стороны США за счет сохранения процедур и решений, достигнутых в рамках механизма урегулирования споров.

Содержание соглашения представлено в 34 главах, предметом регулирования должен стать совокупный объем торговли равный более чем 1 трлн долл. США. Соглашение рассчитано на 16 лет и подлежит пересмотру каждые шесть лет. Оно предусматривает конкретные положения в отношении отдельных товаров, происходящих из Мексики и Китая.

Президент США Дональд Трамп неоднократно с энтузиазмом подчеркивал, какой выигрыш получат США, главным образом в сфере сельского хозяйства и автомобилестроения, отмечая, что все проблемы и недостатки НАФТА будут учтены в новом соглашении. Одновременно для США появляется возможность достижения одной из главных целей — сокращения дефицита торгового баланса США в отношениях с отдельными партнерами и в глобальной торговле в целом. О том, насколько Соглашение позволит реализовать эти планы, можно будет судить лишь по прошествии определенного периода времени, поскольку дефицит торгового баланса является результатом не только соотношения экспортных и импортных операций, но также и политики в сфере государственных заимствований, частного инвестирования, а также международного движения капитала. Помимо чисто экономического эффекта, для Трампа лично эта сделка становится важным политическим аргументом в ходе предстоящих выборов в Конгресс.

Заключение Североамериканского соглашения знаменует новый этап в развитии торговой политики США. Его главным достоинством может служить тот факт, что достижение договоренностей очевидно приведет к устранению угрозы торговой войны в регионе, однако станет важным инструментом конкурентной борьбы с третьими странами.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу