О режиме черноморских проливов в прошлом и настоящем

09.09.16
Эксклюзив

О режиме черноморских проливов в прошлом и настоящем

Эксперты МГИМО: Кудряшова Юлия Сергеевна, к.ист.н.

Преподаватель кафедры экономической теории Юлия Кудряшова — об истории международно-правового регулирования использования проливов Босфор и Дарданеллы.

После того как 24 ноября 2015 г. с турецкой территории был сбит российский СУ-24, конфликт между Москвой и Анкарой распространился практически на все сферы двусторонних взаимоотношений. В том числе новую актуальность приобрел вопрос доступа российских кораблей в черноморские проливы Босфор и Дарданеллы.

В последнее время с развитием инфраструктуры и появлением новых транспортных средств и путей стратегическая значимость проливов объективно снизилась. Тем не менее, проливы являются чрезвычайно важной судоходной артерией российского экспорта, через них осуществляются поставки танкерами металла, удобрений и зерна. Через проливы экспортируется 30% российской нефти. В отсутствие возможности прохода через проливы Черноморский флот оказался бы запертым в Черном море. Босфор и Дарданеллы — единственный коридор, позволяющий Черноморскому флоту выйти в Средиземное море и получить доступ к международным водам. В условиях борьбы с ИГИЛ бесперебойный доступ к проливам необходим для материально-технического обеспечения российских баз в Сирии. Закрытие проливов угрожало бы срывом поставок российских вооружений и доставки военнослужащих в Сирию.

Изначально черноморские проливы находились под юрисдикцией Османской империи, но в ходе Первой мировой войны начался распад этого государства. В мае 1916 г. странами Антанты: Великобританией, Францией и Россией был подписан секретный протокол Сайкса-Пико-Сазонова, согласно которому планировалось передать Российской империи проливы Босфор и Дарданеллы. Однако Октябрьский переворот 1917 г. и последовавший за ним выход из войны не позволили осуществиться этим замыслам. После окончания Первой мировой войны проход через черноморские проливы регулировался Лозаннским мирным договором, подписанным между державами-победительницами и Турцией 24 июля 1923 г. Документ гарантировал свободный транзит военных кораблей любого государства в мирное время и при условии нейтралитета Турции в военное время. В случае участия Турции в военном конфликте, правом свободного прохождения через проливы пользовались корабли нейтральных государств. СССР не ратифицировал договор, ссылаясь на то, что документ не предоставляет достаточных гарантий безопасности. Согласно позиции советского руководства, доступ в Черное море должен был предоставляться лишь прибрежным странам. Выход советских судов в Средиземное море должен был обеспечиваться постоянно.

20 августа 1936 г. на Конференции о режиме черноморских проливов была подписана Конвенция Монтре, которая предусматривает строгий контроль за прохождением военных кораблей нечерноморских стран через проливы. Конвенция восстановила суверенитет Турции над проливами Босфор и Дарданеллы и упразднила Международную контрольную комиссию в Лозанне. Помимо Турции, Конвенцию подписали Австралия, Болгария, Великобритания, Греция, СССР, Румыния, Франция, Югославия, Япония. В 1938 г. к Конвенции присоединилась Италия. Конвенция позволила Турции милитаризировать зону проливов при условии соблюдения Анкарой норм международного морского права.

В основу Конвенции была положена гарантия полной свободы международного торгового судоходства с признанием преимущественных прав прибрежных стран в сфере военного мореплавания. В соответствии со ст. 2 Конвенции, «торговые суда пользуются полной свободой проезда и навигации в проливах, ночью и днем, под любым флагом и с любым грузом, без каких-либо формальностей сборов или плат при проходе транзитом». Документ гласит, что Турция обязана пропускать через проливы среднегабаритные военные корабли любого государства. Для черноморских стран ограничения по классу судна отсутствуют, кроме оговорки относительно эскорта, который не должен превышать двух миноносцев.

Конвенция ограничивает доступ в Черное море военных судов нечерноморских государств в мирное время. Ограничение водоизмещения надводных кораблей составляет 10 тыс. тонн, запрещен проход авианосцев и подводных лодок. Общий тоннаж всех принадлежащих нечерноморским странам судов, пребывающих в Черном море, не должен превышать 45 тыс. тонн, тоннаж судов одной нечерноморской страны должен быть не более 30 тыс. тонн, их количество не более девяти, а срок нахождения не более 21 дня. В военное время, если Турция будет связана с одной из воюющих сторон договором о взаимной помощи, это может стать основанием для ужесточения режима прохода военных судов. Если Турция официально вступит в военный конфликт или представит доказательства угрозы непосредственной военной опасности, согласно статьям 4, 5 и 20 Конвенции, она имеет право без всяких объяснений не допускать в проливы военные корабли любых стран по своему усмотрению. В том случае, если Турция не присоединится ни к какой из сторон конфликта, он обязана будет не допускать в проливы военные корабли любого воюющего государства. При этом даже в случае угрозы военной агрессии Турция обязана пропускать торговые суда любого государства, а также военные суда, если они остались отрезаны от своей военно-морской базы. Корабли невоюющих стран смогут проходить через проливы только днем по путям, назначаемым турецкими властями. В дополнение к этому в настоящее время Турция обязана получить разрешение ООН на закрытие проливов.

Турция имеет право задерживать и осматривать суда, подозреваемые в загрязнении окружающей среды или перевозке незаконных грузов, в частности оружия и наркотиков. Но согласно ст. 3 Конвенции, даже карантин не дает права Турции перекрывать проход через проливы. Правда, в данной ситуации Турция может использовать любой повод для максимального затягивания санитарного осмотра.

Конвенция по сей день уравновешивает права и интересы стран-участниц, вероятность ее пересмотра существовала лишь в 1945 г. Еще в 1939 г. СССР проявил инициативу подписания соглашения о создании военно-морских баз в районе Босфора и Дарданелл на условиях долгосрочной аренды, при этом гарантировалась безопасность всей территории Турции, но данное предложение осталось без ответа. В ходе Потсдамской конференции СССР потребовал от Турции предоставить возможность строительства советских военных баз в районе проливов ради поддержания мира в Черном море. СССР даже пригрозил выйти из Конвенции Монтре под тем предлогом, что она не отвечает современным условиям. США и Великобритания ответили категорическим отказом на советскую инициативу, и вопрос был отложен. Угроза со стороны СССР стала одной из причин того, что Турция подала заявку на вступление в НАТО. В 1953 г. СССР отказался от претензий на пересмотр положений Конвенции.

В 1967–1992 гг. со ссылкой на соответствующие положения Конвенции в Средиземном море на постоянной основе пребывала пятая эскадра Черноморского флота. В ответ на ввод эскадры Турция даже подняла вопрос о закрытии проливов для советских военных судов. Тогда на турецкое руководство подействовала угроза применения ракет со стороны министра иностранных дел СССР А.Громыко.

В последние десятилетия Турция поэтапно вносила односторонние изменения в положения Конвенции. 1 мая 1982 г. на пролив Босфор было распространено действие Регламента порта Стамбул. Документ предоставлял право турецким властям временно приостанавливать проход кораблей через Босфор и обязывал использовать лоцманскую проводку при транзите. Однако эти положения нарушали Конвенцию Монтре, и турецкому правительству пришлось сделать оговорку, что Регламент касается только кораблей, совершающих заход в турецкие порты.

В 1990-е гг. Турция периодически препятствовала перевозке нефти через проливы, добившись таким образом строительства инфраструктуры, обеспечивающей транзит энергоресурсов через свою территорию. 1 июля 1994 г. Анкара в одностороннем порядке ввела новые правила регулирования судоходства в проливах, согласно документу о «Регулировании морского судоходства в проливах Турции и районе Мраморного моря» (Регламент судоходства о проливах). Данный документ предоставлял Турции право приостанавливать судоходство в проливах в случае строительных работ, пожара, научно-исследовательских и спортивных мероприятий, оказания помощи, деятельности по предотвращению и устранению последствий загрязнения окружающей среды, расследования преступлений и аварий. Суда свыше 200 м обязаны были проходить проливы в светлое время суток, это касалось, в первую очередь, российских танкеров и военных кораблей. Суда ВМФ России были вынуждены соблюдать это положение. Турция имела право досматривать торговые корабли для выявления их соответствия международным эксплуатационно-экологическим стандартам. В качестве наказания за несоответствие стандартам предусматривалась депортация корабля.

Новые правила судоходства, принятые Турцией в одностороннем порядке в 1998 г., значительно ограничивали проход через проливы крупных нефтеналивных кораблей. В результате принятия турецким руководством в октябре 2002 г. новой инструкции о применении правил судоходства в проливах возросли сроки простоев российских кораблей в ожидании прохода и, как следствие, финансовые издержки. В соответствии с документом, штаб Черноморского флота ежедневно должен был предоставлять турецким властям уведомление о судах постоянной готовности и кораблях, находящихся на боевой службе в Средиземном море.

Тем не менее, объем транзита через проливы неуклонно увеличивается при том, что ширина Босфора на самом узком участке составляет всего 700 м. Турция периодически ограничивает право на свободное прохождение судов, объясняя это мерами по защите экологической ситуации в районе проливов. В частности, Турция не разрешает проход через Босфор танкеров, которые перевозят сжиженный газ. Однако вышеуказанные законодательные изменения не были признаны международным сообществом. Перечисленные инициативы свидетельствуют о наличии у Турции целей придать международным черноморским проливам статус внутренних вод.

На фоне обострения отношений с Россией в 2015–2016 гг. Турция начала затягивать досмотр российских судов, что приводило к очередям и неоправданному простою. Даже возникали опасения, что Турция может ограничить проход российских судов через проливы под формальным предлогом, что они представляют для нее угрозу. В сложившейся ситуации гражданские корабли, обеспечивающие поставки в рамках сирийской операции, оказались в категории вспомогательных судов ВМФ. Со ссылкой на ст. 10 Конвенции, данным сухогрузам был придан правовой статус военного судна при транзите через проливы. Как раз в отношении этих кораблей ожидались задержки в получении разрешения на транзит без объяснения причин.

Объективно, закрытие проливов для российского военного и торгового флота являлось бы грубым нарушением положений Конвенции и норм международного права в целом. Нарушение или обход международной конвенции может нанести серьезный ущерб статусу Турции на международной арене. Если Турция начнет нарушать положения Конвенции, Россия при поддержке международного сообщества может настоять на ее пересмотре. Действительно, ряд стран не согласен с определенными положениями Конвенции. В частности, некоторые восточно-средиземноморские и балканские государства, в том числе не участвующие в Конвенции, выступают за признание проливов международными судоходными путями или за передачу их под управление наднациональной организации. Турция последовательно выступает против подобных вариантов и поэтому не заинтересована в серьезном обострении ситуации вокруг проливов. Турция дорожит репутацией страны, строго придерживающейся Конвенции.

Таким образом, несмотря на ряд спорных положений и периодически возникающие осложнения, Конвенция на протяжении длительного периода эффективно сдерживала конфликты и обеспечивала политический баланс в зоне проливов. Следует ожидать, что на фоне текущего обострения в ближневосточном регионе любая попытка пересмотра положений Конвенции приведет к дальнейшему ограничению транзита через проливы, в первую очередь, военных судов, что приведет к ущемлению интересов России.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу