Опубликован текст соглашения о создании Транстихоокеанской зоны свободной торговли

09.11.15
Эксклюзив

Опубликован текст соглашения о создании Транстихоокеанской зоны свободной торговли

Эксперты МГИМО: Исаченко Татьяна Михайловна, д.экон.н., доцент

5 октября в Атланте (США) было подписано соглашение о формировании Транстихоокеанской зоны свободной торговли, самой крупной ЗСТ в мире. Через месяц после подписания и после нескольких лет интриг (в том числе публикации отдельных частей документа на сайте «Викиликс») был обнародован полный текст соглашения. Заместитель декана Факультета международного бизнеса и делового администрирования, профессор кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей Татьяна Исаченко анализирует документ.

5 ноября на сайте Министерства иностранных дел и торговли Новой Зеландии был опубликован текст соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТПП), содержание которого долгое время составляло интригу для многих заинтересованных сторон. Было известно немногое, в том числе то, что это соглашение было инициировано и продвигалось США, что оно нацелено на формирование более благоприятного торгового и инвестиционного режима между США и их основными партнерами, к которым отнесены 12 стран региона. Участниками соглашения, помимо США, стали Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Мексика, Малайзия, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, Чили, Япония.

ТПП представляет собой крупнейшее региональное торговое соглашение за последние 20 лет, с момента создания ВТО. Эта зона свободной торговли будет объединять страны, совокупная доля которых в мировой торговле составляет 40%. Как видно, к числу участников относятся и важные партнеры России, прежде всего Вьетнам, с которым в текущем году было подписано соглашение о свободной торговле, что обуславливает интерес нашей страны к новым договоренностям в регионе.

Другим примечательным фактом является то, что участником соглашения не стал Китай. Более того, в своем заявлении по поводу подписания документа президент США Барак Обама достаточно четко отразил свою позицию и позицию Конгресса, заявив, что «...мы (США — прим. авт.) не можем позволить таким странам, как Китай, писать правила глобальной экономики. Мы должны писать эти правила...». Подобное заявление не могло не смутить правительство крупнейшего мирового экспортера, коим является Китай; по мнению китайских экспертов, новое соглашение является инструментом экономического сдерживания и своего рода противостояния Китаю.

В то же время 3 ноября в ходе официального визита в Казахстан госсекретарь США Джон Керри заявил, что администрация США не возражает против того, чтобы Россия, Китай и другие страны, стремящиеся внедрять высокие стандарты и проводящие открытую политику, присоединились к ТПП. В этом отношении опубликованный текст соглашения, который еще может подлежать определенным изменениям в процессе ратификации парламентами стран-участниц, представляет большой интерес.

Нотифицированное как зона свободной торговли (ЗСТ), соглашение о ТТП охватывает спектр вопросов, выходящих далеко за рамки торговли товарами и услугами. Согласно официальным заявлениям, соглашение представляет собой всеобъемлющий, амбициозный и сбалансированный проект, проработанный на основе самых высоких стандартов сотрудничества между странами. Реализация его положений призвана способствовать экономическому росту; повышению инновационной активности, производительности и конкурентоспособности экономик стран-участниц; сокращению масштабов нищеты; содействию прозрачности в регулировании торговли и инвестиций; защите окружающей среды. Формирование высоких стандартов для торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе рассматривается в качестве важного шага на пути к конечной цели — открытой торговле в глобальном масштабе и полноценной интеграции во всем регионе.

Соглашение о ТПП базируется на пяти ключевых положениях. Прежде всего, страны стремятся к формированию комплексного свободного доступа на рынки, в целях чего снимаются ограничения на торговлю практически всеми группами товаров и услуг, а также в сфере инвестиций. Соглашение основано на региональном подходе к принятым обязательствам. Это должно проявиться в активизации производственного сотрудничества и формировании глобальных производственных цепочек, активизации усилий по развитию трансграничной интеграции, а также открытии внутренних рынков. Третьим ключевым элементом ТПП является реагирование на новые вызовы в мировой торговле, что означает включение в соглашение таких вопросов, как повышение роли инноваций в развитии рынков, повышение производительности и конкурентоспособности национальных экономик за счет использования новых методов, в том числе цифровой экономики, и роль государственных предприятий в мировой экономике. ТПП включает в себя новые элементы, нацеленные на достижение инклюзивного роста, а именно обязательства по оказанию поддержки малым и средним предприятиям в толковании положений и договоренностей с тем, чтобы каждая страна и каждое предприятие смогли в полной мере воспользоваться преимуществами соглашения. Наконец, как уже отмечалось выше, соглашение призвано стать основой для дальнейшей интеграции в Транстихоокеанском регионе в целом.

Безусловно, все пять положений не вызывают никакой критики и являются справедливыми и обоснованными. Однако более внимательное прочтение текста и обязательств отдельных сторон позволяет сделать некоторые более конкретные выводы. В частности, первым делом обращает на себя внимание структура соглашения.

Текст состоит из 30 глав, регулирующих вопросы торговли и сопряженные с ними аспекты взаимодействия, начиная с торговли товарами и дополняя ее вопросами содействия торговли, применения санитарных и фитосанитарных мер, технических барьеров в торговле, защитных мер; далее следует регламентация инвестиций, торговли услугами, электронной коммерции, государственных закупок, интеллектуальной собственности, трудовых отношений и окружающей среды. Соглашение содержит «горизонтальные» обязательства, такие как механизм разрешения споров, конкурентоспособность, а также большой перечень исключений и положений, касающихся отдельных стран. Следует подчеркнуть, что, несмотря на наличие положений о разрешении споров в рамках группировки, ст. 28 документа разрешает странам выбирать любую площадку, в том числе и механизм разрешения споров ВТО.

Более детальный анализ исключений и системы регулирования отдельных секторов сотрудничества свидетельствует об активной роли американских компаний в разработке этих положений. Так, отдельная глава посвящена регулированию в сфере телекоммуникаций, что полностью соответствует интересам ведущих американских ТНК.

Другой важный раздел посвящен вопросам защиты прав интеллектуальной собственности, что особенно важно для американской фармацевтики в части производства дженериков. В разделе «Интеллектуальная собственность» вопросам регулирования торговли медицинскими препаратами и химическими субстанциями посвящен отдельный блок. В частности, в ответ на давление США страны ТПП согласились предоставить фармацевтическим компаниям восьмилетний срок защиты для ультра-дорогих препаратов, производимых на основе биотехнологий, от более дешевых конкурентных продуктов. По некоторым позициям срок защиты составляет 12 лет.

Определенные опасения вызывает положение о том, что транснациональные компании могут оспаривать национальные нормы регулирования на основании того, что они представляют барьеры в торговле.

В то же время эксперты отмечают, что из-под действия соглашения практически выпал вопрос изменения климата, что, в свою очередь, важно для развивающихся стран, входящих в состав блока.

Подписание соглашения о ТПП находится в центре внимания ВТО, поскольку у последней существуют серьезные опасения касательно того, что мега-региональные соглашения подобного типа в определенной степени угрожают самому факту существования ВТО как центра глобального регулирования. В рамках мега-региональных договоренностей отдельные положения получают свою трактовку и могут повлиять на изменение многосторонних правил или снизить степень заинтересованности таких крупных игроков мирового рынка, как США, в функционировании многосторонней торговой системы.

Безусловно, данное соглашение не может не заслуживать интереса всех стран региона, в рамках которого образовано столь крупное и масштабное региональное объединение. В отдельных странах-участницах уже звучат определенные комментарии и замечания по тексту, что может привести к появлению новых положений в ратифицированном тексте. Для России формирование подобного блока представляет очередной вызов. Соглашение о ТТП может стать основой новой архитектуры регионального и глобального сотрудничества, что, несомненно, требует внимательного изучения.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу