Почему азербайджанская оппозиция потерпела поражение на парламентских выборах

06.11.15
Эксклюзив

Почему азербайджанская оппозиция потерпела поражение на парламентских выборах

Эксперты МГИМО: Чернявский Станислав Иванович, д.ист.н.

Директор Центра постсоветских исследований, профессор кафедры мировых политических процессов Станислав Чернявский — о состоявшихся 1 ноября в Азербайджане парламентских выборах.

Первого ноября в Азербайджане состоялись выборы в Милли Меджлис (125-местный однопалатный парламент), которые проводятся раз в пять лет по мажоритарной системе согласно нормам Венецианской комиссии.

Выборы проходили в условиях социально-экономической напряженности и растущей региональной нестабильности.

Под влиянием мирового экономического кризиса и беспрецедентно низких цен на энергоносители доходы Азербайджана от продажи нефти и газа заметно снизились. Золотовалютные резервы сократились на $2,4 млрд, а азербайджанская валюта после официального изменения курса в феврале этого года подешевела к доллару на 33,5%. Резкая девальвация национальной валюты негативно отразилась на общественных настроениях. Критические обращения со стороны общественности в адрес властей заметно возросли, что пополнило протестный электорат.

В этих условиях президент И.Алиев наряду с мерами экономического регулирования принял ряд решений по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти. Последовали смещения в государственных монополиях — авиакомпании AZAL и Международном банке Азербайджана, отправлены в отставку министр национальной безопасности и министр транспорта.

Определенное влияние на избирательную кампанию оказывало усиление региональной нестабильности. Постоянные перестрелки на карабахском фронте, активизация вербовочной деятельности ИГИЛ и попытки радикалов извне подорвать межрелигиозное единство азербайджанского общества требовали жестких оперативных мер со стороны руководства страны, что создавало дополнительную напряженность.

В контексте усложнившейся социально-экономической обстановки руководство страны ужесточило требования к регистрации, финансированию и отчетности НПО. В связи с «недружественной», по мнению официальных властей, активизацией бакинского офиса Координаторов проектов ОБСЕ правительство приняло 4 июля решение о его закрытии. 12–14 августа оценочная группа БДИПЧ/ОБСЕ посетила Азербайджан с ознакомительной миссией. В ее отчете утверждалось, что предыдущие рекомендации БДИПЧ о совершенствовании избирательного законодательства, а также практики формирования избирательных комиссий, регистрации кандидатов и механизмов рассмотрения жалоб остались нерешенными. Указывалось, в частности, что избирательные комиссии всех уровней по-прежнему возглавляют представители правящей партии, что дает им полновластный контроль и подрывает доверие к беспристрастности избирательных администраций.

С учетом отчета своей ознакомительной миссии БДПИЧ/ОБСЕ приняло решение направить в страну 30 долгосрочных и 350 краткосрочных наблюдателей. С таким количеством в Баку не согласились, предложив ограничиться 130 наблюдателями, поскольку в стране всего 125 избирательных округов. В результате БДИПЧ/ОБСЕ, нарушив свой мандат, отказалось направить наблюдателей в Азербайджан.

Несмотря на, казалось бы, благоприятный для оппозиционных сил внутриполитический фон они не смогли добиться успеха на выборах. Неорганизованность в проведении предвыборной кампании, вкупе с просчетами, допущенными в стратегии действий, не позволили оппозиционным кандидатам собрать необходимое количество бюллетеней. Электорат правящей партии выглядел значительно более сплоченным и мотивированным на успех.

Специфика азербайджанской оппозиции в том, что основные различия между ее лидерами заключаются в степени готовности сотрудничать с властями. В период перед выборами между представителями лояльно настроенной части оппозиции и партией власти обычно активизируются действия совещательного характера, направленные на согласование некоторых общих правил участия в избирательной кампании. Какого-либо «доктринального антагонизма» не существует.

Значительная часть руководителей оппозиции является выходцами из Народного фронта Азербайджана либо участниками одних и тех же блоков и коалиций. Многие из них оппонируют не только власти, но и своим бывшим коллегам из таких оппозиционных партий, как «Мусават» и Партия народного фронта Азербайджана, занявшим непримиримые позиции и отказывающимся сотрудничать с действующими властями. Осложняет ситуацию и то, что даже самые радикальные оппозиционеры до сих пор не могут выработать общую платформу, постоянно обвиняя друг друга в связях с властями.

Оппозиция не смогла найти общий язык и с молодежью, которая наиболее эмоционально реагирует на общественно-политические и социально-экономические процессы в обществе, выступает катализатором общественных настроений. В борьбе за голоса молодых избирателей оппозиция неоднократно пыталась направить протестные настроения в молодежной среде в выгодное для себя русло, однако разочарование активистов в деятельности оппозиционных сил, различия в целях и предпочтениях не позволили использовать молодежь в качестве движущей силы протестного движения. По этой причине социально активная часть молодежи до сих пор является в целом аполитичной и по-прежнему представляет объект интереса всех основных оппозиционно настроенных политических сил.

В условиях отсутствия единства оппозиционных сил итоги выборов были предсказуемы — победа вновь досталась правящей партии «Ени Азербайджан», которая является массовой опорой президентской вертикали. Сегодня в «Ени Азербайджан» 700 тыс. членов (рост на 200 тыс. человек с 2010 года — иными словами, практически 13,5% от численности избирателей 2010 года вовлечено в политику посредством членства в этой партии (по данным ЦИК, в Азербайджане 5 миллионов 93 тысячи 289 избирателей, 51,7% из них — женщины, а 48,3% — мужчины).

Согласно предварительным итогам выборов, партия «Ени Азербайджан» может рассчитывать на 70 из 125 мест в Милли Меджлисе.

Несмотря на отсутствие БДИПЧ/ОБСЕ, за выборами наблюдало более 500 международных и свыше 63 тысяч местных наблюдателей. Международные наблюдатели представляли более 40 международных организаций и 27 стран. Процесс выборов соответствовал Избирательному кодексу республики, и со стороны ЦИК и международных наблюдателей к нему никаких нареканий не было.

Можно ожидать, что парламент нового состава будет продолжать традиционный курс на укрепление сотрудничества с Россией, которую официальные круги Азербайджана называют своим «стратегическим партнером».


Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу