Профессионализация студентов через научную работу

28.03.17
Эксклюзив

Профессионализация студентов через научную работу

Эксперты МГИМО: Раицкая Лилия Климентовна, д.пед.н., к.экон.н., доцент, Морозов Владимир Михайлович, к.ист.н., доцент

Советник ректората Л.К.Раицкая и проректор по кадровой политике В.М.Морозов — о научно-исследовательской работе студентов в Университете и ее значении для профориентации.

Работодатели предъявляют к бакалаврам и магистрам высокие требования, включающие в себя профессиональную компетентность, которая практически по всем социально-гуманитарным направлениям подготовки немыслима без навыков и умений, составляющих аналитическую компетентность. На практике аналитическая компетентность реализуется в том, насколько успешно и эффективно профессионал отбирает, оценивает и обрабатывает информацию, а главное — создает новую информацию. Умение писать аналитические справки, отчеты, предложения и другие значимые деловые бумаги выпускник подтверждает в своем портфолио, которое включает различные формальные и материальные свидетельства сформированных компетенций и достижений, путем предоставления научных и публицистических статей.

Традиционно университеты привлекают студентов к выполнению проектов, грантов, к участию в научных студенческих обществах. Существует практика периодического издания сборников научных трудов учащихся или материалов студенческих конференций. Участие в такой работе ранее принимали, как правило, те студенты, которые были профессионально ориентированы на карьеру в области науки или образования. Именно из числа этих студентов выходили аспиранты и соискатели. Остальные студенты не видели смысла участвовать в научных исследованиях, так как были ориентированы на будущую практическую работу.

В современных условиях высокой конкуренции на рынке труда даже среди выпускников ведущих российских университетов студенты еще в период обучения пытаются получить любой возможный практический опыт для получения конкурентных преимуществ по окончании университета. Для большинства студентов участие в научной работе, которая имеет практический результат — научиться организовывать и проводить аналитическую работу, излагать письменно свои мысли в соответствующих стилях и форматах, а также получить опыт публикации своей работы, — стали привлекательным видом практики и дополнительным образовательным активом.

Университеты не могут не реагировать на изменение значимости научной работы для студентов, которые заинтересованы, прежде всего, в том, чтобы их научили писать научные статьи. Данная задача напрямую связана с той научно-исследовательской работой, которую студенты ведут согласно учебным планам. Это и аналитические справки, и рефераты, и курсовые работы, и выпускные квалификационные работы.

К сожалению, в университетских программах часто нет места практическому обучению этим видам работ. Студенты учатся на собственном опыте. У каждого формируется свой уникальный опыт, не всегда успешный. Если работа с научным руководителем строится по классическим университетским образцам, то научный руководитель учит тому, как надо писать. Но учитывая огромную учебную нагрузку преподавателей и профессоров в университетах, внимание данной области уделяется не всеми и не всегда в должном объеме.

Данный пробел может быть закрыт научной работой студентов, организуемой в университетах. Одной из наиболее эффективных моделей организации научной работы студентов следует считать создание постоянно действующих семинаров-практикумов по написанию научных статей. Опытные профессора и преподаватели, молодые ученые, уже имеющие опыт в написании научных работ, в рамках такого семинара объясняют методологические основы написания статьи, делятся собственным опытом, дают представление о стилистике такого рода работ. Для того чтобы семинар имел практический результат студенты-участники приходят с собственным уже написанным текстом (реферат, параграф курсовой работы, аналитическая справка, то есть любая ранее написанная под руководством преподавателя работа), который трансформируется на таком семинаре в научную статью.

Для студентов важно освоить написание нового для них формата научных работ, но не менее значимым следует считать публикацию такой работы. Статьи и доклады студентов преимущественно появляются в сборниках или научных журналах, издающих именно студенческие работы. Для придания серьезности таким публикациям статьи студентов должны иметь официальные выходные данные (ISSN для журналов или ISBN для сборников), быть представлены в изданиях, входящих в базы данных (РИНЦ).

Указанный выше семинар может работать со всеми научными студенческими обществами и профессионально ориентированными клубами, уже существующими в университетах. Такая форма работы помогает унифицировать научно-исследовательскую работу со студентами, объединить все научное студенческое сообщество университета.

Очевидно, что модели организации научной работы со студентами не ограничиваются вышеуказанной формой. Интерес представляют и различные циклы лекций, которые могут готовить студенты по актуальным вопросам будущей профессиональной деятельности и читать или студентам с других факультетов, или школьникам.

Новые формы научной работы со студентами позволяют решить целый ряд задач по профессионализации студенчества, которые стоят перед университетами, и помогут повысить конкурентоспособность выпускников университетов на рынке труда.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу