Проверка на прочность

23.03.16

Проверка на прочность

Эксперты МГИМО: Веселовский Сергей Сергеевич, к.полит.н., доцент

Утро 22 марта началось с трагических новостей из столицы Бельгии: в зале вылета аэропорта и на станции метро «Маэльбек» в квартале институтов Европейского союза прогремели мощные взрывы, в результате которых 31 человек погиб и более 250 пострадали. Как и многие другие атаки исламистов, взрывы осуществили террористы-смертники, братья Хамид и Браим Эль Бакрауи. Ответственность за произошедшее взяло на себя «Исламское государство». Таким образом, Брюссель стал еще одной европейской столицей, где исламистам в последние годы удалось совершить крупный террористический акт.

Почему это произошло и кто виноват — вопросы, на которые бельгийское общество наверняка будет в ближайшее время требовать убедительные ответы. Особенно учитывая тот факт, что с момента последнего крупного теракта в Париже не прошло и полугода. Была ли возможность предотвратить готовящийся теракт?

Выступая перед французским парламентом по следам парижских терактов, Франсуа Олланд открыто заявил, что они были спланированы в Сирии, а готовились в Бельгии. Следы организаторов этого преступления действительно вели в Брюссель. Была проведена масштабная спецоперация по поиску и задержанию единственного выжившего участника парижских терактов — Салема Абдеслама. И хотя по горячим следам его задержать не удалось, он был арестован 18 марта, что стало большим успехом бельгийских спецслужб правоохранительных органов. Есть ли связь между его арестом и терактами в Брюсселе, еще предстоит установить следствию.

Примечательно, что в последние годы именно Бельгия стала основным источником распространения исламизма в Европе. Это объясняется тем, что общие проблемы молодых мусульман в Европе — социально-экономическая неустроенность, дискриминация и проблемы самоидентификации — мультиплицируются углубляющимся разделением самого бельгийского общества на фламандцев и валонцев. Более того, некоторые бельгийские политики, мыслящие в первую очередь категориями своего региона или языкового сообщества, даже ставят вопрос об отделении Фландрии от «нищей» Валонии. Очевидно, что этот раскол в обществе не может не подрывать деятельность таких федеральных институтов, как правоохранительная и судебная системы, а также разведывательных служб. Ханс Бонет, мэр города Вильворде, расположенного в пригороде Брюсселя и считающегося одним из центров распространения европейского джихадизма, назвал бельгийские мероприятия по обеспечению безопасности «прекрасным примером организованного хаоса».

В результате именно в Бельгии возникли благоприятные условия для возникновения и распространения исламизма. Однако если ранее ненависть к демократии и западным ценностям в основном экспортировалась, то теперь она станет и важной внутриполитической проблемой, решить которую разделенной стране будет очень непросто.

Тем не менее списывать случившееся в Брюсселе исключительно на внутрибельгийские проблемы было бы упрощением. Теракты в Париже и Брюсселе — закономерный результат политики, причем как внутренней, так и внешней, стран-членов Европейского союза, которую, очевидно, необходимо будет пересматривать.

Во-первых, продолжающиеся террористические атаки демонстрируют слабость системы безопасности стран-членов ЕС на уровне правоохранительных органов и спецслужб. Несмотря на то, что после терактов в Мадриде в марте 2004 года были приняты новые общеевропейские инициативы в правоохранительной сфере, включая создание Агентства Европейского союза по безопасности внешних границ («Фронтекс»), этого на сегодняшний день уже явно недостаточно, и очередная реформа давно назрела. В частности, предстоит решить проблему эффективного обмена критически важной информацией по линии ведомств внутренней безопасности. Расследование терактов в Париже показало, что будущие террористы так или иначе фигурируют в архивах органов внутренних дел. Однако перемещаясь между странами ЕС, они фактически выпадают из поля зрения полиции. Возможно, также стоит задуматься и о введении некой общеевропейской правоохранительной юрисдикции.

Во-вторых, становится все более очевидной необходимость ясного и четкого формулирования, закрепления и отстаивания странами Европейского союза своих базовых исторических ценностей. Европейские свободы и права, толерантность играют на руку исламистам, которые ими умело пользуются, испытывая чувство глубокого презрения и даже ненависти к стране, которая их приняла. Уже многократно на разных уровнях звучали предупреждения, что политика мультикультурализма не работает. Многие мигранты совершенно не хотят ассимилироваться, предпочитают жить в своеобразных этнических анклавах, где бережно хранят свои ценности и передают их своим детям, которые могут быть европейцами по паспорту, но точно не по духу.

Более того, попытки руководства европейских стран угодить мигрантам, начиная от запрета на классические немецкие свиные сосиски и заканчивая нежеланием выделять особую роль христианства в становлении европейской цивилизации, воспринимаются исламистами, в первую очередь как проявление слабости. Этими неумелыми действиями уничтожаются многовековые основы европейской идентичности и формируется аморфное, безликое общество, согласное на любые уступки ради сохранения экономического благополучия. Хочется верить, что в Европе найдется политическая сила, которая сможет изменить ситуацию и ввести, в том числе, давно назревшие законы о принудительной депортации нежелательных мигрантов и автоматического лишения гражданства тех, кто замечен в террористической деятельности.

В-третьих, требует пересмотра и изменений внешняя политика стран-членов ЕС. Провалы в Ираке, Ливии и Сирии, где общая ситуация после вмешательства стран западной коалиции только ухудшилась, неспособность эффективно решить вопрос с наплывом нелегальных мигрантов, среди которых могли оказаться и боевики «Исламского государства», заигрывание с Р.Эрдоганом в надежде остановить дальнейший неконтролируемый приток беженцев с Ближнего Востока — лишь неполный список сомнительных внешнеполитических решений, которые никак не способствовали усилению Европы, а, наоборот, показали ее слабость и непоследовательность, что наверняка способствовало росту антиевропейских настроений в том числе в мусульманском мире. Очевидно, что в дальнейшем внешнюю политику ЕС надо будет формулировать и реализовывать исходя исключительно из европейских интересов, без привязки к иной повестке и с четкой оценкой последствий своих действий.

Необходимо четко и ясно понимать, что сегодня исламисты бросили серьезный и антисистемный вызов странам Европейского союза. Его невозможно решить только правоохранительными методами. Пройти эту проверку на прочность, выйти из противостояния победителем сможет только единая Европа с незыблемыми ценностями и принципами, уважаемыми во всем мире.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: «Российский совет по международным делам»
Распечатать страницу