Ратифицировать или не ратифицировать — вот в чем вопрос

18.12.18
Эксклюзив

Ратифицировать или не ратифицировать — вот в чем вопрос

Эксперты МГИМО: Горбанёв Владимир Афанасьевич, д.геогр.н., к.ист.н.

Профессор кафедры мировой экономики В.А.Горбанёв — об итогах Конференции ООН по изменению климата.

16 декабря в польском городе Катовице закончила свою работу Конференция ООН по изменению климата. На Конференцию возлагали амбициозные задачи. Это утверждение правил реализации Парижского соглашения, увеличение объемов помощи уязвимым странам, прежде всего взносов в Зеленый климатический фонд, усиление мер по снижению выбросов со стороны отдельных стран.

После двухнедельной тяжелой работы участники Конференции договорились о том, что они будут неукоснительно выполнять принятое в 2015 г. Парижское соглашение. При этом главная цель Соглашения — удержать глобальное потепление на уровне не более 2°С по сравнению с доиндустриальным периодом. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, присутствовавший на Конференции, заявил: «Принятие Рабочей программы Парижского соглашения по климату — это фундамент для преобразовательного процесса, который требует от международного сообщества еще большей целеустремленности. Наука дала нам четкое понимание того, что нам необходимо укрепить усилия, чтобы остановить изменение климата».

Важнейшее достижение Конференции — утверждение свода правил Парижского соглашения и руководства по адаптации к изменению климата. Правила определяют, каким образом страны должны отчитываться перед ООН об объемах и мерах по снижению выбросов парниковых газов, о действиях в области адаптации, о выделяемых средствах и их тратах (раз в пять лет). Они пришли к единому мнению, что после 2025 г. развитые государства увеличат финансовую помощь на борьбу с изменением климата в развивающихся странах. В Катовице Япония и страны ЕС показали, что вопреки США продолжат финансирование Зеленого климатического фонда. Германия и Япония заявили о выделении фонду по 15 млрд евро на четыре года, к ним присоединились Норвегия, Франция, Финляндия. А Всемирный банк объявил, что за пять лет выделит на климатические проекты 200 млрд долл. и начнет финансирование проектов адаптации к изменению климата. Россия также заявила о выделении до 3 млрд евро на добровольной основе.

И еще одно важное достижение Конференции — государства договорились о том, как оценивать эффективность мер по борьбе с изменением климата. В итоговом документе подчеркивается, что ответственность стран базируется на принципах справедливости, однако эта справедливость носит дифференцированный характер, поскольку будут приниматься во внимание неравные возможности различных стран.

Вот, собственно и все «достижения» Конференции. Как говорится, замах на рубль, удар на копейку. Многие страны оказались не готовы к выполнению международных климатических договоренностей и остались в стороне. Не удалось расширить обязательства отдельных стран по сокращению выбросов. Несмотря на то, что выбросы парниковых газов начали снова расти (на 1,2% за 2017 г.), повысить обязательства согласились только Канада, некоторые страны ЕС и Украина. Имеет место расхождение обещаний стран и их конкретных действий. Действующие добровольные обязательства стран не приводят к достижению поставленных целей, а наоборот, приведут к повышению глобальной температуры к концу XXI века на целых 3°С. Чтобы удержать потепление воздуха в пределах 2°С, надо увеличить объем обязательств втрое, а чтобы удержать температуру в пределах 1,5°С, о чем говорилось на Конференции, нужно увеличить объем обязательств впятеро. Понятно, что выполнить такие условия практически невозможно.

Как известно, из Парижского соглашения в одностороннем порядке вышли США¸ достаточно резко доклад Международной комиссии по изменению климата критиковали Саудовская Аравия, Кувейт и Россия. В частности, критике был подвергнут тот факт, что в итоговом документе не были названы конкретные цифры сокращения выбросов углекислого газа к 2030 г. в соответствии с требованиями Парижского соглашения. Представители США подчеркивают, что Китай и ряд развивающихся стран не обеспечивают достаточной прозрачности объемов выбросов. Кроме того, в последние годы США наращивают добычу нефти, газа и даже угля, возрождаются металлургия и химическая промышленность, т.е. начался процесс реиндустриализации, который требует увеличения энергопотребления. Поэтому концепция Парижского соглашения невыгодна для США; и как следствие, делегация США всего лишь «приняла к сведению» итоги Конференции в Катовице.

Конференции не удалось установить какие-либо правила для углеродных рынков после 2020 г. Структура для углеродных рынков оказалась слишком спорным вопросом, и поэтому не нашла отражение в итоговом документе.

Серьезные споры вызвала проблема доступа развивающихся стран к средствам Зеленого фонда и других климатических фондов. Так, требования Бразилии по поводу доступа к финансам нового рыночного механизма устойчивого развития не дали возможность участникам Конференции согласовать правила работы рыночных механизмов. Решение этого вопроса отложено на год. Похожая ситуация сложилась у Турции, которая настаивала на выходе из группы развитых стран и вхождении в группу развивающихся, поскольку развитым странам не предоставляют средства из климатических фондов. Аналогичные проблемы возникли и у Беларуси.

Таким образом, создается впечатление, что объективно Парижские соглашения в очень незначительной степени отвечают интересам России. И как не удивительно, наши интересы в данном случае совпадают с интересами США. Если США встали на путь реиндустриализации, то Россия тоже встает на этот же путь, хотя исходные причины, конечно, абсолютно разные. Ситуация напоминает обстановку, сложившуюся в 70-е годы на Конференции ООН по морскому праву. Тогда тоже, несмотря на идеологическое и военное противостояние, интересы СССР и США в значительной степени совпадали: обе сверхдержавы были заинтересованы в свободе открытого моря и выступали против любых мер ограничения мореплавания. Но тогда политические интересы оказались выше.

Сейчас тоже встает вопрос: чему отдать приоритет: экономическим соображениям или конъюнктурным. Необходимо также добавить, что Парижские соглашения, да и позиция Международной комиссии по изменению климата исходят исключительно из алармистских посылов, причем виной всему считается антропогенная деятельность, а значит нужно сокращать эмиссию парниковых газов. Хотя большинство российских ученых и некоторые западные ученые далеко не уверены в этом. Мне уже приходилось писать в экспертных оценках, что, безусловно, в изменении климата (именно изменении, а не потеплении !!!) «виноваты» и человек и природа. Но кто в большей степени — сказать трудно. Нужны дальнейшие серьезные исследования, чтобы придти к окончательному решению, и только после этого можно будет перейти к практическим шагам.

И тем не менее Россия прилагает большие усилия для сокращения эмиссии парниковых газов, поскольку это полностью отвечает экономическим интересам России: энергоемкость российского ВВП очень велика. Внедрение современных энергосберегающих технологий будет служить сокращению выбросов. Спепцпредставитель президента РФ Руслан Эдельгериев в Катовице сообщил о намерении России снизить выбросы к 2020 г. до уровня не более 75% от выбросов 1990 г. При этом он добавил, на фоне общего роста ВВП РФ в период 2011-2016 гг. совокупный выброс парниковых газов увеличился лишь на 0,3%. Если бы и не было Парижских соглашений, то Россия в любом случае должна была бы понижать энергоемкость нашей экономики.

Поэтому, на наш взгляд, с ратификацией Парижских соглашений не нужно спешить. На данный момент Парижские соглашения ратифицировали 184 страны из 195 подписавших. Правильно сказал Р.Эдельгериев: «Россия готовится к ратификации — идет работа над концепцией госрегулирования выбросов парниковых газов, долгосрочной стратегией низкоуглеродного развития и планом адаптации экономики к климатическим изменениям». И эта работа должна проводиться тщательно и без спешки.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу