В Казахстане просчитывают риски выборов в условиях экономической нестабильности

11.03.16

В Казахстане просчитывают риски выборов в условиях экономической нестабильности

Эксперты МГИМО: Гусев Леонид Юрьевич, к.ист.н., Казанцев Андрей Анатольевич, д.полит.н.

20 марта в Казахстане пройдут досрочные парламентские выборы. Всего в мажилис будут избраны 107 депутатов, в том числе 98 — по партийным спискам. Оставшиеся девять депутатов делегирует Ассамблея народов Казахстана. Это уникальная особенность казахстанской выборной системы, предназначенная для обеспечения межэтнического согласия. При этом важное место в Ассамблее народов Казахстана занимают представители русских и других народов России, что очень важно для нашей страны.

Выборы породили целый ряд интригующих вопросов.

Интрига №1. Почему выборы досрочные? Нужно отметить, что в Казахстане досрочные выборы уже стали политической традицией. Это апробированный властями способ реагирования политической системы на разного рода кризисные ситуации. Возникает вопрос: почему опять выборы проводятся не в заранее отведенное для них время? Одной из ключевых причин того, что руководство страны пошло на такой шаг, является ухудшающаяся экономическая ситуация. На фоне обвального падения цен на сырьевые ресурсы (прежде всего нефть) произошло обесценение местной валюты (тенге). Соответственно, правительство столкнулось с необходимостью продолжения структурных реформ в тяжелой экономической ситуации. А это требует получения мандата доверия от избирателей. Из-за высокой неопределенности с ценой на нефть и неизбежными негативными социальными последствиями падения курса тенге и сокращения расходов госбюджета проведение парламентских выборов в конституционный срок (т.е. в конце 2016 года) могло бы повысить риск социальной нестабильности. В дополнение к этому обострение социально-экономической обстановки происходит на фоне сложной геополитической ситуации, растет угроза терроризма и религиозного экстремизма, в частности с территории Афганистана и Ближнего Востока. Ситуация в ряде центральноазиатских стран (особенно в Таджикистане) демонстрирует высокую нестабильность, и эта нестабильность легко может перехлестнуться через казахстанские границы. Поэтому казахстанские власти, естественно, заинтересованы в том, чтобы задействовать все инструменты с целью обеспечения безопасности государства.

Как отмечают казахстанские и зарубежные политологи, какого-либо сценария использования досрочных выборов внешними силами с целью дестабилизации страны не просматривается. Во первых, руководство страны за счет взвешенной многовекторной внешней политики обеспечило себе хорошие отношения со всеми ключевыми геополитическими игроками. Ни одна важная держава современного мира не заинтересована в нестабильности в Казахстане. Во вторых, как отмечают казахстанские политологи, каких-либо серьезных политических сил, которые находились бы под внешним влиянием, в Казахстане просто нет.

Оппозиционные круги выдвигают против досрочных выборов возражение, что они не смогут в полной мере провести избирательную кампанию. Однако на это можно выдвинуть целый ряд возражений. Во первых, к досрочным выборам в Казахстане все уже давно привыкли, так что их вполне можно было предсказать, особенно в нынешней сложной ситуации. Во вторых, оппозиционные партии и движения объективно довольно слабы и никто не мешал им наращивать свое влияние и проводить агитацию задолго до выборов.

У досрочных выборов есть и позитивные следствия, и их казахстанские власти намерены использовать «по полной программе». Они способствуют ускоренной ротации на всех уровнях руководства страны, усиливают консолидацию политических элит, что важно в условиях экономической нестабильности и растущих угроз безопасности.

Интрига №2. Каковы могут быть изменения в партийном и личном составе парламента по результатам выборов? За места в нижней палате парламента будут бороться шесть партий, которые ранее выдвинули своих кандидатов: это правящая партия «Нур Отан» («Свет Отечества»), партия «Ак жол» («Светлый путь»), «Ауыл» («Село»), Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК), Общенациональная социал-демократическая партия и партия «Бирлик» («Единство»). Победитель легко предсказуем — это президентская партия «Нур Отан». Этот результат абсолютно неизбежен с учетом очень высокого личного рейтинга Нурсултана Назарбаева среди казахстанских избирателей. Однако личный состав депутатского корпуса может очень существенно обновиться даже в правящей партии. Так, в партийном списке партии власти «Нур Отан» не более 25% прежних депутатов, та же картина наблюдается в списках демократической партии «Ак жол» и Коммунистической народной партии Казахстана (КНПК), представленных в мажилисе последнего созыва. Известный казахстанский политолог Данияр Ашимбаев прогнозирует снижение среднего возраста депутатского состава на 5–6 лет.

Определенная интрига сохраняется среди партий «второго ряда». Некоторые эксперты прогнозируют, что КНПК может не преодолеть порогового барьера, а за депутатские места, принадлежащие сегодня коммунистам, поборются «Бирлик» и НПП «Ауыл».

Интрига №3. Как выборы впишутся в общие тенденции эволюции политической системы Казахстана? Как известно, в силу возраста президента Назарбаева казахстанская политическая система вступает в состояние транзита — и в связи с этим в стране рано или поздно неизбежно разворачивание процесса по обеспечению преемственности власти. Однако пока преемник официально не объявлен. Многие эксперты полагают, что власти Казахстана пойдут прежде всего по пути перераспределения власти между разными ее ветвями, в том числе возможна и весьма радикальная смена нынешнего баланса сил. В частности, есть точка зрения, что в недрах власти уже давно имеется план конституционной реформы. Не исключено, что в будущем в Казахстане будет уже не президентская, а парламентская республика, где коалиционное большинство в законодательном органе получит возможность формировать кабинет министров. В таком случае фигура премьер-министра станет ключевой, хотя ее влияние будет сбалансировано рядом других высших государственных деятелей (президент, председатель парламента). Эксперты полагают, что будущий состав парламента станет компромиссным решением для различных групп влияния, что будет особенно важным в случае реализации конституционной реформы.

В описанной выше сложной конфигурации казахстанской внутренней политики не является «интригой» только одно. Казахстан и после выборов будет продолжать оставаться надежным союзником России, важнейшим членом Евразийского экономического союза, Организации Договора коллективной безопасности, а также Шанхайской организации сотрудничества. Отношения с Москвой являются для руководства Казахстана очевидным стратегическим приоритетом, и никаких изменений на этом направлении не ожидается.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: «MK.ru»
Распечатать страницу