Сирия — сложный путь к урегулированию

28.04.16
Эксклюзив

Сирия — сложный путь к урегулированию

Эксперты МГИМО: Федорченко Андрей Васильевич, д.экон.н.

Прошло чуть больше двух месяцев с того момента, как было достигнуто соглашение о перемирии в Сирии. О том, как все это время реализовывалась договоренность о прекращении боевых действий, рассказал директор Центра ближневосточных исследований Андрей Федорченко.

Со времени моего предыдущего комментария о сирийском урегулировании прошло почти два месяца. Этот период был насыщен событиями, но, как и предполагалось, процесс сближения позиций противоборствующих сторон шел медленно, а зарубежные посредники пока не достигли единства в своем отношении к стратегии и тактике урегулирования.

Установленный с таким трудом режим прекращения огня находится на грани срыва. Серьезным поводом для тревоги остается ситуация в Алеппо. По данным Управления по координации гуманитарных вопросов ООН, боевые действия в районе сирийского мегаполиса в последнее время активизировались, поступает информация об авиаударах, минометных обстрелах и ожесточенных наземных столкновениях. 18 апреля Высший комитет по переговорам (ВКП) — основная фракция сирийской оппозиции, базирующаяся в Эр-Рияде — объявила о приостановке своего участия в женевских переговорах. Ряд представителей ВКП, в том числе отдельные руководители группы, перед отъездом из Женевы обращались с призывами к своим сторонникам нарушать перемирие, атаковать сирийскую армию и обстреливать города.

Учитывая все эти и многие другие сложности, переговорный процесс, очевидно, будет носить поэтапный характер. Итоги нынешнего этапа были подведены в только что опубликованном семистраничном документе спецпосланника генсека ООН по Сирии Стаффана де Мистуры, посвященном оценке очередного — апрельского — раунда женевских переговоров. Несмотря на то, что правительство Сирии и основная группа оппозиции в настоящее время по-разному смотрят на процесс политического перехода, высокопоставленный сотрудник ООН постарался суммировать те позитивные наработки, которые стали результатом этого переговорного раунда. Прежде всего, он отметил согласие сторон относительно создания переходного правительства в Сирии — в него должны быть включены члены действующего сирийского кабинета министров и представители оппозиции. При этом переходное правительство будет отвечать за сохранение независимости, единства и территориальной целостности Сирии. Новая Конституция Сирии должна быть принята в ходе всеобщего референдума, после чего в стране должны пройти свободные и честные выборы. Эти положения были ранее включены в соответствующие документы ООН. Участники переговоров согласились с тем, что резолюции Совбеза ООН, касающиеся борьбы с терроризмом, будут действовать на протяжении всего переходного периода. В документе также было отмечено, что в достижении соглашения между сторонами межсирийских переговоров должны участвовать основные и региональные державы, образующие Международную группу поддержки Сирии.

Отдельно стоит вопрос о возобновлении межсирийских переговоров. Их новый раунд возможен только после полного прекращения нарушений режима прекращения огня. В этой связи де Мистура, судя по всему, возлагает основные надежды на главных инициаторов переговоров — лидеров России и США. В своем выступлении он отметил: «Нет оснований полагать, что каждый из них [Путин и Обама], потратив так много политического капитала ради этого успеха и имея общий интерес в том, чтобы покончить с бесконечной войной в Сирии, не способен придать силы тому, что они создали, и что все еще едва живо» . Спецпосланник генсека ООН Пан Ги Муна надеется на возобновление межсирийских переговоров в мае.

Россия и Запад по-прежнему не могут договориться, какие из воюющих в Сирии группировок следует считать террористическими. «Суть всей проблемы в нежелании США и их соответствующих структур по-настоящему заняться задачей отделения террористов от тех оппозиционеров, которые находятся в тех районах, где оперируют террористические группы», — отметил 18 апреля замглавы МИД России С.Рябков.

Для России критически важен вопрос сохранения территориальной целостности Сирии. Вопрос о возможной федерализации страны будет решать сам сирийский народ. А сейчас важно не допустить распад Сирии на отдельные государственные или полугосударственные образования. В этой связи российское руководство исходит из необходимости пригласить, как это предусмотрено резолюцией СБ ООН, руководство курдской Партии демократического союза к участию в переговорах в Женеве. Наша страна последовательно выступает за инклюзивный характер урегулирования национальных и международных конфликтов.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу