США: призыв к срочному стратегическому диалогу?

13.03.18
Эксклюзив

США: призыв к срочному стратегическому диалогу?

Эксперты МГИМО: Козин Владимир Петрович, к.ист.н., с.н.с.

Ведущий эксперт Центра военно-политических исследований В.П.Козин — о письме четырех сенаторов Р.Тиллерсону и трудностях стратегического диалога России и США.

8 марта группа американских сенаторов-представителей Демократической партии из четырех человек обратилась с открытым письмом к государственному секретарю США Рексу Тиллерсону с просьбой «как можно скорее» начать стратегический диалог с российскими представителями. Это традиционно и периодически проводимая форма общения сторон, которая не предполагает подготовку каких-то договоров и соглашений, но представляет собой дискуссионную площадку для обмена мнениями по вопросам региональной и международной безопасности между Москвой и Вашингтоном. Российская сторона к такому разговору готова.

Судя по вступительной части своего обращения, сенаторы явно забеспокоились сообщениями о шести новых видах вооружений Российской Федерации, функциональное предназначение которых в кратком виде обрисовал Президент Владимир Путин во время своего традиционного послания Федеральному Собранию, с которым он выступил первого марта.

К сожалению, текст письма четырех американских законодателей показал, что они по-прежнему настроены на сохранение нажимного стиля в ходе каких-то будущих официальных переговоров с Москвой.

В их письме на имя главы американского внешнеполитического ведомства содержались традиционные обвинительные клише в адрес Российской Федерации по шести пунктам.

Первое. Россия была вновь обвинена «во вмешательстве» в президентские выборы США, хотя до сих пор никто не представил никаких доказательств такого деяния.

Второе. Москва вновь бездоказательно представлена как сторона, не соблюдающая Договор о ликвидации РСМД. Но с 2001 года он был нарушен Вашингтоном уже 93 раза во время проверки эффективности системы ПРО США, когда в качестве ракет-мишеней использовались ракеты средней и меньшей дальности, запрещенные этим договорным актом. Подобные нарушения названного договора Пентагоном будут продолжены.

Третье. На Россию указали, что она «вторглась» на Украину, хотя до сих пор никто еще не доказал этого факта — ни в Киеве, ни в Вашингтоне.

Четвертое. Москву обвинили в «аннексии» Крыма, хотя хорошо известно, что с 1783 года крымский полуостров вошел в состав Российской империи и с тех пор являлся ее составной частью, а его воссоединение с Российской Федерацией произошло в ходе мирного волеизъявления жителей Крыма и в соответствии с нормами международного права.

Пятое. России приписаны некие «дестабилизирующие действия в Сирии», хотя такими действиями как раз занимаются Соединенные Штаты, которые находятся там без приглашения законной власти этой страны, в нарушение Устава ООН разместили свои вооруженные формирования, проводили бомбардировки больниц и школ, создали на сирийской земле около 20 военных баз и произвольно провозгласили зону, закрытую для полетов, на юге сирийского государства.

Шестое. Российской стороне предъявлены претензии по поводу некоего «превосходства» над США по тактическому ядерному оружию, хотя обе стороны никогда не обменивались количественными данными о его запасах. Вновь прозвучала неприемлемая инициатива договориться о мерах «открытости» по этим видам вооружений еще до начала соответствующих переговоров, которые раньше никогда между Москвой и Вашингтоном не проводились. Но, с другой стороны, четверка сенаторов не заявила о возможности вывода всех американских тактических ядерных боезарядов из пяти стран-членов НАТО на континентальную территорию Соединенных Штатов.

Среди идей в сфере контроля над вооружениями было высказано предложение продлить Договор СНВ-3 с целью сохранения его «основных лимитов», хотя до окончания срока его действия остается почти три года. Сенаторы предложили, чтобы в эти лимиты были включены две новые российские ракеты в ядерном снаряжении, которые были названы в президентском послании Федеральному Собранию 1 марта этого года.

В послании не содержится ни одного слова в отношении Договора по ПРО, разорванного американской стороной в одностороннем порядке в 2002 году. Нет хотя бы и намека на возможность введения ограничений на бесконтрольное производство американских ракет-перехватчиков и их размещение по всему земному шару.

При определении уровня реальной стратегической стабильности следует обратить внимание американских контрагентов, что Вашингтон не соблюдает Договор СНВ-3, Договор о ликвидации РСМД и Договор о нераспространении ядерного оружия. Он так и не ратифицировал Договор о всеобъемлющем запрещении ядерного оружия и Договор по обычным вооруженным силам в Европе. Он также сходу отмел проекты международного Договора о европейской безопасности и Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве.

Хотя четверо законодателей обосновали свое алармистское обращение необходимостью уменьшить вероятность конфликта между двумя странами, выдвинутые ими идеи не могут быть приняты как основа для проведения равноправного диалога между Россией и США, поскольку не содержат конструктивных предложений по нормализации российско-американских отношений.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу