Восточный экономический форум: главные направления азиатских инвестиций — инфраструктура и логистические центры

07.09.15
Эксклюзив

Восточный экономический форум: главные направления азиатских инвестиций — инфраструктура и логистические центры

Эксперты МГИМО: Арапова Екатерина Яковлевна, к.экон.н.

Кандидат экономических наук, преподаватель кафедры связей с общественностью Екатерина Арапова — об итогах Восточного экономического форума.

Восточный экономический форум, проходивший во Владивостоке 3—5 сентября, стал очередным подтверждением смещения акцентов в российской внешнеэкономической политике в направлении расширения сотрудничества с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Форум выступил площадкой для подписания долгосрочных торговых и инвестиционных контрактов между российскими компаниями и рыночными участниками из стран АТР.

Общая сумма контрактов и соглашений, подготовленных к ВЭФ, составила, по оценкам экспертов, около 4,7 трлн рублей; в ходе первых двух дней форума было подписано65 соглашений на сумму 1,2 трлн рублей. При этом иностранные инвестиции из стран АТР призваны выступить одним из основных драйверов экономического роста дальневосточного региона.

Несмотря на повышенный интерес азиатских инвесторов, не стоит забывать, что для России важны не только объемы привлеченных в страну инвестиций. Не менее важны и их отраслевая структура, соответствие достигнутых договоренностей и совместно реализуемых инвестиционных проектов стратегическим целям Российской Федерации в условиях стремления к диверсификации экономики, ускоренного импортозамещения, снижения импортозависимости экономики России и расширения экспорта более технологичных, наукоемких товаров с относительно более высокой добавленной стоимостью.

Большая часть подписанных соглашений, достигнутых договоренностей и предметов переговоров о расширении инвестиционного партнерства по-прежнему тем или иным образом связана с сырьевой отраслью. Предмет соглашений во многих случаях — совместная разработка месторождений полезных ископаемых на территории РФ: договоренность о строительстве завода по производству битума и нефтепродуктов на территории опережающего развития «Хабаровск», достигнутая между российской Независимой нефтяной компанией и китайской Jiangsu Baoli International Investment Co; переговоры об участии Китая в проекте строительства фабрики на Наталкинском золоторудном месторождении в Магаданской области; переговоры между компаниями «Газпром» и японской Mitsubishi о расширении сотрудничества в области поставок сжиженного природного газа и проч.

При этом в числе положительных моментов энерго-сырьевой направленности инвестиционных связей стоит отметить две важные особенности, ярко характеризующие инвестиционные отношения между Россией и странами АТР:

  • во-первых, реализуемые совместные проекты сводятся не к добыче, а преимущественно к переработке полезных ископаемых;
  • во-вторых, совместное освоение месторождений зачастую сопряжено с развитием сопутствующей инфраструктуры, в первую очередь транспортной.

Развитие инфраструктуры и создание логистических центров становятся главными направлениями азиатских инвестиций, главным образом из Китая, в экономику России. Сегодня расширение инвестиций в инфраструктуру становится для Китая одним из главных источников экономического роста, поскольку, во-первых, предполагает возможность расширения экспорта сразу двух относительно избыточных факторов производства — капитала и рабочей силы, а во-вторых, сопряжено с экспортом технологий.

В рамках Восточного экономического форума были проведены переговоры о реализации проектов по строительству высокоскоростной железной дороги из приграничных провинций Китая до Владивостока и Хабаровска и инвестированию китайской компанией Yingkou Port Group в развитие инфраструктуры порта Восточный; обсуждались перспективы создания логистических центров, призванных увеличить товарооборот между Россией и Китаем.

Компания «РЖД» провела переговоры с японской Mitsui по железнодорожному порту Приморский;кроме того, «РЖД» планирует подать заявку в Азиатский банк инфраструктурных инвестиций на финансирование строительства высокоскоростной магистрали «Москва-Казань».

Однако — несмотря на ряд положительных моментов — сохраняется крайне низкий уровень инвестирования в развитие производств неэнергетического сектора. Одна из главных проблем российской экономики — высокая импортозависимость экономики страны в целом, сочетающаяся с высокой производственной зависимостью от импорта в ряде отраслей.
Высокая зависимость от импорта, т. е. высокая доля импортного компонента в производстве готовой продукции, характерна для машиностроительного комплекса (в частности, производства транспортных средств, машин и оборудования, электроприборов). Высокая доля иностранных компонентов и комплектующих существенно снижает возможности расширения экспорта, обеспеченные открытием «девальвационного окна». Соответственно, одной из основных стратегических задач внешнеэкономической политики России должно стать заключение выгодных в ценовом отношении торговых контрактов на поставку необходимых комплектующих из стран Азии, а также создание механизмов поощрения размещения иностранными инвесторами предприятий, производящих комплектующие, необходимые для производства готовой продукции, на территории России. Наиболее перспективным азиатским партнером в этом отношении может стать Китай, во-первых, с учетом отраслевой структуры российского импорта из Китая, а во-вторых, с учетом проведенной девальвации китайского юаня.

Одно из основных препятствий выхода конкурентоспособных российских компаний на рынки стран АТР — недостаток информации о тенденциях торгового и инвестиционного спроса в странах АТР и особенностях ведения бизнеса. Этот вопрос неоднократно поднимался в ходе переговоров и на Красноярском, и на Петербургском экономических форумах. Преодолению этой проблемы призваны способствовать инициатива создания на базе АТЭС глобальной сети, подобной EuropeEnterpriseNetwork, которая может потенциально выступить в качестве объединяющей площадки для компаний стран региона, и соглашение между российской консалтинговой компанией Strategy Partner Group и ведущей китайской консалтинговой компанией Hejun Group Co., LTD, подписанное в ходе Восточного экономического форума 4 сентября. В свою очередь, способствовать инновационному развитию стран призвано привлечение азиатских инвестиций в развитие российской наноиндустрии. По заявлению представителей «Роснано», в 2015 году из стран АТР будет привлечено около 4–6,5 млрд рублей инвестиций в развитие высоких технологий.


Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу