Выборы в Кыргызстане — завеса тайны

16.09.15

Выборы в Кыргызстане — завеса тайны

Эксперты МГИМО: Дундич Алексей Сергеевич

В свете активизации интеграционных процессов на евразийском пространстве особое внимание сегодня приковано к Кыргызстану, который только недавно вошел в ЕАЭС и играет роль моста на пути к следующему перспективному участнику — Таджикистану. Многочисленные споры о правильности избранного пути в киргизском обществе не утихают, взвешиваются все «за» и «против». С одной стороны, к положительным факторам можно отнести экономическую поддержку России, перспективы для Кыргызстана в свете проводимой Россией политики импортозамещения, с другой — негативную роль играют потеря доходов от реэкспорта китайских товаров и заградительный ветеринарный контроль для киргизской сельхозпродукции на казахстанской границе. Курс на интеграцию должен быть подтвержден в результате предстоящих парламентских выборов, назначенных на 4 октября 2015 г., а также и по итогам президентских выборов 2017 г.

Elections in Kyrgyzstan: the Veil of Secrecy

4 октября будут избираться 120 членов национального однопалатного парламента — Жогорку Кенеша. Нынешние выборы будут вторыми, проходящими согласно новой конституции 2010 г. Значение парламентских выборов возросло, ведь победившие партии теперь формируют правительство. Та партия, которая получит абсолютное большинство мандатов (более 50%), сможет представить кандидатуру премьер-министра, а также получит пропорциональное количество министерских портфелей. Конкурентам необходимо преодолеть 5% барьер от общего числа голосов, внесенных в списки избирателей, что повышает важность явки на выборы.

Фаворит на выборах — президентская Cоциал-демократическая партия Кыргызстана (СДПК). На стороне СДПК продолжительный опыт пребывания у власти и дружественных отношений с Россией, гарантия получения помощи из интеграционного инвестиционного фонда, достигнутая относительная стабильность в обществе. У нее есть немаловажный административный ресурс. Среди остальных вероятных кандидатов в Жогорку Кенеш из 14 возможных те партии, которые уже представлены в парламенте: Ата-Мекен, Ар-Намыс и объединившиеся партии Республика-Ата-журт. Следует заметить, что на предыдущих выборах 2010 г. пять партий расположились достаточно плотно: между первой и последней разрыв был всего в десять мандатов, т. е. ни у кого не было весомого преимущества.

До сих пор многие избиратели голосуют за определенную партию, руководствуясь не идеологическими предпочтениями, а оказывая поддержку региональным кандидатам. Сказывается разделение киргизов на южан и северян. Для преодоления регионального барьера партиям необходимо набрать минимум 0,5% в каждой из семи областей, а также в городах Бишкеке и Оше. В 2010 г. партия южан Ат-журт с трудом преодолела этот порог на севере. Зато теперь, объединившись с северянами из Республики, она может составить серьезную конкуренцию правящей СДПК, которую можно также расшифровывать как Северная демократическая партия Кыргызстана. Интересный проект — новая партия Бир Бол, идущая на выборы под лозунгом «Мы разные, мы вместе». Она включает в себя представителей разных регионов Кыргызстана, а также пытается привлечь на свою сторону представителей узбекской и русской ирреденты, которые вместе составляют более 20% электората страны.

В целом от предстоящих выборов в парламент не стоит ждать резкой смены политического курса. По вопросу внешней политики в киргизском обществе существует относительный консенсус. Приверженность российской ориентации подтверждали и предыдущие руководители страны — А. Акаев и К. Бакиев (с некоторыми вариациями). Отношения с Россией — приоритет, соответственно, и подтверждение интеграционного курса в ЕАЭС ожидаемо.

Однако проведение выборов в современном Кыргызстане — ситуация с повышенным риском. Различные политические силы, опираясь на поддержку в регионах, могут попытаться дестабилизировать ситуацию в республике. Слишком велик соблазн снова посадить соратников на автобусы и привезти их к Белому дому на демонстрацию, а там, если повезет, и захватить его. Ведь победителей не судят. Именно с парламентских выборов началась «тюльпановая» революция 2005 г. В дальнейшем пульсирующая нестабильность в Кыргызстане приобрела циклический характер: в 2010 г. смена руководства в стране снова произошла силовым путем. За прошедшие пять лет не было зафиксировано громких политических событий, и не ясно, за счет чего Кыргызстан мог бы легитимировать процесс передачи власти.

У многочисленных киргизских партий нет видимых идеологических различий. За власть продолжает бороться старая элита. Политики беспринципно переходят из одной партии в другую, места в партийных списках покупаются, среди кандидатов засилье криминальных элементов. Следствие этого — аполитичность населения и отсутствие веры в перемены с одной стороны, и традиционная поддержка своему, региональному кандидату — с другой.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: «Российский совет по международным делам»
Распечатать страницу