Зачем Россия и Япония взялись за Курилы

05.09.16

Зачем Россия и Япония взялись за Курилы

Эксперты МГИМО: Гусев Леонид Юрьевич, к.ист.н.

Новый этап политической и экономической активности вокруг спорных островов Курильской гряды только начинается. Каким он будет и к чему он приведет, возможно, станет ясно уже достаточно скоро.

Минувшая неделя выдалась богатой на важные международные события, и большинство из них проходило на Востоке или вокруг Востока. И наиболее важным из них можно назвать выражение лидерами России и Японии решимости скорейшим образом разрешить один из главных вопросов, стоящих перед странами, — принадлежности четырех спорных Курильских островов.

Так, в пятницу и субботу Владимир Путин встречался во Владивостоке с премьер-министром Японии Синдзо Абэ. В субботу оба лидера выступили на пленарном заседании Восточного экономического форума.

По итогам переговоров президент Путин и премьер Японии Абэ оптимистично высказались о возможности завершения территориального спора.

Историческая справка

В основе «курильского вопроса» лежат претензии Японии на четыре острова в южной части Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи). Претензия Токио основывается на положениях двустороннего Трактата о торговле и границах от 1855 года, в соответствии с которыми эти четыре острова принадлежат Японии. Россия строит свою позицию на том, что острова вошли в состав СССР (преемником которого является современная Россия) по итогам Второй мировой войны и что российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит.

В то же время 12 декабря 1956 года Москвой и Токио была принята Советско-японская совместная декларация, исполнение которой должно было стать первым шагом к заключению между странами мирного договора.

По сути, Декларация временно заменяла мирный договор между странами, который так и не был подписан в августе 1945 года после разгрома Японии во Второй мировой войне. Согласно этому документу, в короткие сроки между СССР и Японией должны были начаться переговоры о заключении договоров или соглашений по вопросам торговли и торгового мореплавания; одновременно с Декларацией вступила в силу конвенция о рыболовстве и соглашение о спасении людей, терпящих бедствие на море, от 14 мая 1956 года.

Самым же интересным моментом Декларации являлось выражение Советским Союзом готовности после заключения мирного договора передать Японии два острова Курильской гряды — Шикотан и Хабомаи.

Впрочем, невзирая на заключенные в прошлом веке соглашения, вопрос принадлежности Курильских островов и мирного договора с Японией, открывающего широкие горизонты сотрудничества между странами, не решен до сих пор. Отказ от части территорий для одной стороны, равно как и от требований в отношении них для другой, становится серьезным ударом по политическому имиджу действующих властей стран в глазах их населения.

Не менее важно, что вместе с островами отчуждается часть шельфа и прибрежных вод, имеющих большое хозяйственное значение. С другой стороны, нерешенность вопроса и отсутствие мирного договора тормозят развитие экономических взаимоотношений между соседними странами.

Первый шаг сделан

Судя по всему, первый шаг к решению этого вопроса действительно сделан. В частности, в ходе пленарной сессии Восточного экономического форума во Владивостоке президент России Владимир Путин заявил о необходимости решить проблему мирного договора с Японией. «Все мы едины в одном — проблему надо решить», — заявил глава государства.

По его мнению, Россия и Япония должны показать пример компромиссного решения. «При решении этих проблем ни одна из сторон не должна чувствовать себя ущемленной или проигравшей. В истории не много примеров такого подхода и такого решения. Но я очень надеюсь на то, что мы сможем дать такой пример», — отметил Путин, добавив: «Мы этого хотим. И мы знаем, что японская сторона этого хочет».

Похоже, что в этом президент РФ совершенно прав, так как некоторое время назад премьер-министр Японии Синдзо Абэ действительно предложил Путину «поставить точку в этой ненормальной ситуации, которая продолжается 70 лет». «То, что между Японией и Россией, важными друг для друга соседними странами с безграничным потенциалом, между ними до сих пор не заключен мирный договор, нельзя назвать иначе как ненормальной ситуацией», — заявил Абэ.

Надо признать, что это первый в новейшей истории случай, когда лидеры обоих государств открыто признают, что вопрос необходимо решать, и выражают готовность этим заниматься.

Время пришло?

Невольно возникает вопрос: почему стороны озаботились Курилами именно сейчас, тогда как еще совсем недавно любое упоминание Россией необходимости заключения мирного договора сводилось к требованию передачи островов? Новизна нынешней ситуации заключается в том, что Абе готов говорить о мире и идти к нему уже сейчас, а не после возможной (или невозможной) передачи территорий.

Ответ на данный вопрос, скорее всего, заключается в том, что на этот раз стремления государственных лидеров обеих стран совпали едва ли не на 100%, при том, что необходимость столь важного и полезного для стран шага, похоже, перевесила прежние политические предрассудки. «Карты легли» таким образом, что Путину и Абэ за решение этого вопроса надо браться либо сейчас, либо никогда.

Дело в том, что полномочия японского премьера-реформатора Синдзо Абэ, пытающегося вывести экономику страны из затяжной депрессии, завершаются в 2018 году. Это второй и последний срок его премьерства. Придя во власть, Абэ обещал решить курильский вопрос до 2018 года, и если к этому времени ему удастся сделать хоть несколько ощутимых шагов в этом направлении (другим премьерам этого не удалось), это положительно скажется на позициях его либерально-демократической партии в следующем политическом цикле.

Бесспорно и то, что заключение мирного договора с Россией и расширение торгово-экономических связей с Москвой станут хорошим подспорьем в борьбе с экономической депрессией.

Таким образом, у Синдзо Абэ есть все основания для того, чтобы сделать решительный шаг в курильском вопросе.

Все то же самое можно сказать и о российской стороне. Заявленный несколько лет назад Владимиром Путиным «поворот на Восток», в ходе которого основной акцент был сделан на Китай, безнадежно пробуксовывает из-за позиции китайской стороны. В этих условиях Москве нужен еще один мощный союзник и партнер на Востоке, каким при определенных условиях может стать Япония. Более того, Япония, как извечный конкурент Китая, может быть использована как инструмент для мягкого принуждения Поднебесной «к дружбе и партнерству».

По тому же сценарию, установление партнерских отношений с Японией может стать мощной «шпилькой» в адрес Запада с его постоянными претензиями и санкциями. Не секрет, что Япония хоть и примкнула к западным санкциям в отношении России, никаких серьезных ограничений в адрес Москвы с ее стороны так и не последовало.

«Да, Япония ввела санкции против России, но она была страной, которая их ввела с наименьшей охотой, — пояснил Ридусу научный сотрудник аналитического центра Института международных исследований МГИМО Леонид Гусев. — В самой Японии многие заявляют о том, что эти санкции по большому счету символические. Например, в июле этого года возобновилось паромное сообщение между Сахалином и Хоккайдо, прерванное в прошлом году».

Отдадут ли Курилы?

О том, к чему может привести «перезагрузка» российско-японских отношений и в чем она может выражаться, сказать пока достаточно сложно. О чем можно говорить с уверенностью, так это о том, что обе стороны готовы идти на компромисс. Это значит, что решение вопроса будет сводиться к масштабу и ценности того, чем готовы будут пожертвовать стороны ради подписания мирного договора.

«Можно предположить, что, например, Японии могут предложить совместно осваивать ресурсы Курильских островов и окружающее их водное пространство, — говорит Леонид Гусев. — Какое-то другое решение, не затрагивающее территориальный вопрос, не просматривается. Также на Курильских островах могла бы быть создана свободная экономическая зона, где для японского капитала были бы установлены льготные условия ведения предпринимательской деятельности».

Действительно, слова Путина о том, что «мы не торгуем территориями», могут говорить о том, что прямой передачи всех четырех островов Японии в ближайшее время не будет.

Впрочем, это было ясно и раньше, в связи с чем дальше словесных заявлений ситуация вокруг Курил не заходила. Сегодня ситуация иная — стороны заинтересованы в компромиссном решении, а не в надоевших всем политических «понтах».

Это может означать, что какое-то решение, связанное с территориями, в обозримой перспективе принято все-таки будет.

Теоретически, этим решением может оказаться реализация всех условий Московской Декларации 1956 года, в которой предписывается возвращение Японии двух островов из четырех. Для избежания политических последствий внутри России это может быть преподнесено как сдача в аренду или совместное использование спорных земель.

Вероятно и то, что острова могут отойти в совместное использование с оговорками об их передаче по прошествии значительного количества лет. Подобные соглашения в мировой практике не редкость.

Таким образом, новый этап политической и экономической активности вокруг спорных островов Курильской гряды только начинается. Каким он будет и к чему он приведет, возможно, станет ясно уже достаточно скоро.

Максим ЛЕГУЕНКО

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Ридус
Распечатать страницу