Международная торговля информационными технологиями

25.08.09

Международная торговля информационными технологиями

Международная торговля информационными технологиями

ВТК: Н.Н. Ливенцев, Ю.А. Савинов, О.А. Козлова, А.В. Абрамова.

Информационные технологии играют стратегически важную роль в области технологического развития стран и укреплении их конкурентоспособности в международной торговле. Цель данного курса -  научить студентов участвовать в международной торговле информационными  технологиями, то есть уметь изучать рынок, тенденции спроса  и предложения, организацию рекламы,   основ  коммерческой  политики.

Ключевым подходом является  обучение практическим навыкам   разработки  контракта  международной купли-продажи  на  оборудование  обработки  данных,   программные  продукты  и информационные  услуги.

Студенты  и слушатели получат  базисные  знания  об основах национального и международного  регулирования в развитии производства и продаж информационных технологий: роль государственной политики в области содействия расширению экспорта информационных технологий, основные направления национального регулирования внешней торговли информационными технологиями, а также формирование системы многостороннего регулирования международной торговли информационными технологиями. Рассматриваются позиции  США,  Европейского союза  по отдельным аспектам  регулирования   рынка  информационных технологий.

Особое внимание уделяется изучению ценообразования в международной торговле  информационными технологиями: cпецифике  формирования контрактных цен в международной торговле информационными технологиями, ценовой  политики  основных  продавцов, особенностей установления  цен на  оборудование обработки  и  передачи  данных, на средства  программного обеспечения и на информационные услуги, практики «связанных» цен, влияния лицензирования программного обеспечения на уровень цен на программное обеспечение., развития  ценовой  конкуренции на рынке. Предполагается практическая задача «Разработка экспортных/импортных цен на программное обеспечение».

Интересным представляется рассмотрение формирования экспортного потенциала отрасли информационных технологий в России: основные направления   развития рынка информационных технологий  в России, национальное регулирование отрасли, роль  отраслевых  ассоциаций  и объединений по разработке  и продаже  информационных технологий, роль  государственных структур и частных фирм  рынка, государственное  финансирование  фирм-разработчиков. Анализируются политика  иностранных компаний  на российском  рынке  информационных технологий, факторы, сдерживающие рост отрасли, оценка возможности использования опыта развивающихся стран по поддержке отрасли информационых технологий,  проблемы и перспективы отрасли информационных  технологий в России в связи со вступлением в ВТО.

Данный учебный курс обеспечен специально разработанным учебно-методическим комплексом (базовое учебное пособие, учебная программа, контрольные тесты,  презентации лекций в формате Power Point, ридер и т.д.).

Тематический план курса:

Тема 1. Основные  виды информационных технологий.  Объемы  и динамика  разработок   и   продаж  информационных технологий на внутренних рынках отдельных стран и в сфере  международной торговли. Структурные   сдвиги в  продажах информационных технологий.
Тема 2. Национальное и международное регулирование разработок  и  продаж информационных  технологий
Тема 3. Международная  торговля   информационными технологиями.  Динамика  и структурные сдвиги. Основные  экспортеры  и импортеры.
Тема 4. Основные  группы   компаний, действующие на рынке. Стратегия деятельности корпораций на рынке. Разбор конкретных  ситуаций.
Тема 5. Международные  межфирменные  соглашения о кооперации в сфере  информационных технологий.
Тема 6. Коммерческая политика продавцов  информационных  технологий в структуре современных МЭО.  Основные  условия коммерческой деятельности на мировом рынке. Разбор конкретных  ситуаций.
Тема 7. Ценообразование  в международной торговле  информационными технологиями.
Тема 8. Формирование экспортного потенциала отрасли информационных технологий в России.
Тема 9. Внешняя торговля России информационными технологиями: экспорт, импорт, международное сотрудничество. Разбор конкретных  ситуаций.

Предложенный вниманию читателей УМК вошел в перечень новых электронных изданий МГИМО.

Управление научной политики,
Управление инновационного развития


Распечатать страницу