Международная торговля информационными технологиями

07.09.09

Международная торговля информационными технологиями

Международная торговля информационными технологиями

ВТК: Н.Н. Ливенцев, А.В. Абрамова, О.А. Козлова, Савинов Ю.А.

Информационные технологии играют стратегически важную роль в области технологического развития стран и укреплении их конкурентоспособности в международной торговле. Цель данного курса - научить студентов участвовать в международной торговле информационными технологиями, то есть уметь изучать рынок, тенденции спроса и предложения, организацию рекламы, основ коммерческой  политики.

Ключевым подходом является обучение практическим навыкам разработки контракта международной купли-продажи на оборудование обработки данных, программные продукты и информационные услуги.

Студенты и слушатели получат базисные знания об основах национального и международного регулирования в развитии производства и продаж информационных технологий: роль государственной политики в области содействия расширению экспорта информационных технологий, основные направления национального регулирования внешней торговли информационными технологиями, а также формирование системы многостороннего регулирования международной торговли информационными технологиями. Рассматриваются позиции США, Европейского союза по отдельным аспектам регулирования рынка информационных технологий.

Особое внимание уделяется изучению ценообразования в международной торговле информационными технологиями: cпецифике формирования контрактных цен в международной торговле информационными технологиями, ценовой политики основных продавцов, особенностей установления  цен на  оборудование обработки и передачи данных, на средства программного обеспечения и на информационные услуги, практики «связанных» цен, влияния лицензирования программного обеспечения на уровень цен на программное обеспечение., развития ценовой конкуренции на рынке. Предполагается практическая задача «Разработка экспортных/импортных цен на программное обеспечение».

Интересным представляется рассмотрение формирования экспортного потенциала отрасли информационных технологий в России: основные направления развития рынка информационных технологий в России, национальное регулирование отрасли, роль отраслевых ассоциаций и объединений по разработке и продаже информационных технологий, роль  государственных структур и частных фирм рынка, государственное  финансирование фирм-разработчиков. Анализируются политика иностранных компаний на российском рынке информационных технологий, факторы, сдерживающие рост отрасли, оценка возможности использования опыта развивающихся стран по поддержке отрасли информационных технологий, проблемы и перспективы отрасли информационных технологий в России в связи со вступлением в ВТО.

Данный учебный курс обеспечен специально разработанным учебно-методическим комплексом (базовое учебное пособие, учебная программа, контрольные тесты, презентации лекций в формате Power Point, ридер и т.д.).

Тематический план курса:

Тема 1. Основные виды информационных технологий. Объемы и динамика разработок и продаж информационных технологий на внутренних рынках отдельных стран и в сфере международной торговли. Структурные сдвиги в  продажах информационных технологий.

Тема 2. Национальное и международное регулирование разработок и продаж информационных технологий

Тема 3. Международная торговля информационными технологиями. Динамика и структурные сдвиги. Основные экспортеры и импортеры.

Тема 4. Основные группы компаний, действующие на рынке. Стратегия деятельности корпораций на рынке. Разбор конкретных ситуаций.

Тема 5. Международные межфирменные соглашения о кооперации в сфере информационных технологий.

Тема 6. Коммерческая политика продавцов информационных технологий в структуре современных МЭО. Основные условия коммерческой деятельности на мировом рынке. Разбор конкретных ситуаций.

Тема 7. Ценообразование в международной торговле  информационными технологиями.

Тема 8. Формирование экспортного потенциала отрасли информационных технологий в России.

Тема 9. Внешняя торговля России информационными технологиями: экспорт, импорт, международное сотрудничество. Разбор конкретных ситуаций.

Предложенный вниманию читателей УМК вошел в перечень новых электронных изданий МГИМО.

Управление научной политики,
Управление инновационного развития


Распечатать страницу