Методология научного дискурса по международным отношениям и мировой политике

05.10.09

Методология научного дискурса по международным отношениям и мировой политике

Методология научного дискурса по международным отношениям и мировой политике

Разработчики: Болгова И.В., к.и.н., Худайкулова А.В., к.п.н. 

В рамках современных образовательных инноваций большое внимание в настоящее время уделяется методологическому обеспечению учебного процесса, в частности использованию активных методов обучения, разработке и внедрению новых методологий обучения для развития у студентов критического, аналитического и креативного мышления. Так, одним из нововведений считается использование методологических интерактивных семинаров (курсов по методологии научного дискурса1 по организации и проведению аналитической работы, имеющих прикладную направленность и ориентирующих студентов на выполнение в их «постобразовательной» деятельности конкретных видов заданий в оперативные сроки.

В первой части данного учебного пособия подробно рассматриваются особенности организации учебного процесса в формате методологических семинаров, а во второй – внимание уделяется аналитическому инструментарию, процедурно-методическим аспектам и общим правилам рациональной организации исследования. Данное учебное пособие предназначено, в первую очередь, для целевой студенческой аудитории, однако, оно может представлять определенный интерес и  для преподавателей по широкому профилю международных междисциплинарных исследований.

Основным назначением пособия выступает обобщение, систематизация и конкретизация методологических требований и рекомендаций к выполнению научно-аналитической и исследовательской работы. При этом данное учебное пособие не претендует на исчерпывающий характер рекомендаций и не содержит готовых универсальных рецептов. Задача авторов заключалась в повышении мотивации научного творчества студентов через детализированное разъяснение «основных правил игры», представление конкретных практических советов и примеров по выполнению аналитической работы. В интересах более наглядного разъяснения и демонстрации преимуществ соблюдения методологических требований при выполнении аналитической работы, учебник построен по принципу дополнения и иллюстрации методологического инструментария конкретными примерами по самому широкому кругу сюжетов: исторических, политологических, мирополитических. Развернутые рекомендации по организации работы методологического семинара и методологические требования к содержанию и оформлению научно-исследовательских студенческих работ даны с опорой на конкретные примеры/кейсы с выделением предпочтительных и нежелательных/неправильных вариантов выполнения. В предлагаемом учебном пособии также содержится описание конкретных методов научного познания и систематизирована информация по оформлению письменных текстов работ.

В соответствии с методологическим назначением курса основной его целью является научить студентов грамотно структурировать и излагать свои мысли по изучаемой тематике (международным отношениям, мировой политике) на базе логичной организации изучаемого информационного материала через освоение техники подготовки конкретных видов аналитической работы. То есть речь идет о методологии прикладного критического анализа международных тенденций, процессов и проблем.

Предлагаемый достаточно широкий формат аналитической работы - устное выступление (в форме презентации), развернутый план (письменный дискурс), информационно-аналитическая справка (в ее различных вариациях), рецензия (классическая и сравнительная) – изложен в методологическом преломлении и предоставляет широкие перспективы для творческого маневра. Возможные вариации самостоятельной внеаудиторной работы студентов не исключают главное требование к их подготовке – строгое следование методическим правилам и рекомендациям. Так, в любой аналитической работе следует опираться на методологию исследования, в частности уметь грамотно составлять введение, формулировать проблематику, раскрывать ее через анализ материала в основной части и подводить целостный итог проведенной работе. Кроме того, необходимо соблюдать определенные методические параметры: во-первых, должен быть обозначен объект исследования; во-вторых, должна быть приведена причинно-следственная аргументация через выдвижение гипотез; в-третьих, должен быть использован хотя бы один исследовательский метод анализа и, наконец, должны быть представлены результаты анализа как заключение работы. В целом, любая аналитическая работа может быть сведена к трем основным этапам: 1) «отрыв» от субъективных и зачастую непроверенных и недостоверных данных, дающих ложное представление о владении материалом; 2) построение теоретического формата; 3) констатация фактов или верификация с последующими выводами. Эти достаточно условные этапы работы находят свое отражение в трех стандартных блоках научного исследования: Введении, Основной части и Заключении.

Вне зависимости от вида выполняемой работы следует ориентироваться на общепринятые квалификационные нормы, такие как структурированность, внутреннее единство (последовательность и логичность изложения материала), сбалансированность (цитирование известных авторов в рамках собственной концепции изложения материала), примеры, аргументированность, ясность академического стиля (смысловая законченность, логическая связность, точность), грамотность (отсутствие орфографических и стилистических ошибок) и аккуратность оформления.

Представляется, что последовательное внедрение методологических семинаров поможет ликвидировать проблему несамостоятельных исследовательских работ, пассивного следования в фарватере отдельной теории или концепции и, вероятно, проблему плагиата, а также позволит вывести выпускников вузов на новую ступень аналитической подготовки. Умение широко применять критический проблемно-аналитический подход, который позволяет отойти от традиционного «зазубривания» предмета, ставшей нормой описательной традиции изложения материала и избавиться от неконтролируемого потока информации, делает выпускника компетентным и востребованным сотрудником практически в любой профессиональной сфере. 

В данный учебно-методический комплекс входят:

  1. Программа курса;
  2. Методические рекомендации для преподавателей;
  3. Методические указания для студентов;
  4. Тестовый список вопросов к курсу;
  5. Презентация;
  6. Сборника текстов для чтения;
  7. Комплект мультимедийных материалов;
  8. Пособие «Методология научного дискурса по международным отношениям и мировой политике»;

Оглавление

Введение

1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ РАБОТ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО СЕМИНАРА

1.1.  Развернутый план: как построить план работы?
1.2. Устный доклад: как привлечь внимание аудитории?

Составляющие компоненты

1.3.  Информационно-аналитическая справка: общая схема подготовки
1.4.  Рецензия на книгу: как «хорошо уметь читать»?

2. РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ

2.1.  Методы научного исследования.
2.2. Основные виды источников информации.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

3.1. Введение: что такое проблематика и как с ней «бороться»?
3.2. Основная часть: как выбрать правильный план?
3.3. Заключение: «закрыть дверь и открыть окно»…

4. ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ АНАЛИТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

4.1. Общие требования к оформлению аналитической работы
4.2. Библиография: правила классификации
4.3. Цитирование и сноски: как не нарушать правила профессиональной этики?

Заключение

Список рекомендуемой литературы


1 В авторском понимании, методология научного дискурса – это комплексная система методов, инструментов и технологий, направленная на развитие и совершенствование у студентов практических навыков подготовки аналитического текста (в его различных вариациях) и ориентации и коммуникации в профессиональной среде.

Предложенный вниманию читателей УМК вошел в перечень новых электронных изданий МГИМО.

Управление научной политики,
Управление инновационного развития


Распечатать страницу