Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе

13.10.09

Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Автор: Стапран Н.В.

Учебно-методический комплекс «Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе» нацелен на воспитание квалифицированных специалистов, способных качественно и глубоко понимать и анализировать процессы, происходящие в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом, взглянуть на ситуацию шире, чем это позволяет узкая специализация на конкретной стране или регионе. Понимание и умение применить на практике знания в области политической и экономической интеграции в АТР насущно необходимы в современной России. Региональная политическая интеграция и экономическая целостность стали ключевой силой в международной политике в начале XXI века. Традиционно понятие «интеграция» рассматривалось и анализировалось применительно к Европе, тогда как в Азии интеграционные процессы развивались медленнее и зачастую кардинально отличными от европейских путями, рассматривались опосредованно, в основном в экономическом разрезе. К началу ХХI века все азиатские страны находятся в процессе создания тех или иных объединений в рамках региона или субрегиона. Интеграционные процессы коснулись не только экономической, но и политической, а также военной областей. Данная тенденция требует отдельного тщательного анализа и изучения, который невозможно качественно организовать в рамках существующих учебных дисциплин, и требует выделения в самостоятельный учебно-методический комплекс.

Главной задачей комплекса является формирование у студентов четкого, адекватного и комплексного представления об основных тенденциях и специфических особенностях процессов, происходящих в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Освоение данного учебно-методического комплекса предусматривает наличие у студентов базовых регионоведческих знаний, на основе которых можно проводить компаративистские исследования и аналитические обобщения.

В программе данного УМК предусмотрено изложение весьма широкого круга региональных социально-экономических, политических, культурологических фактов и локальных концепций, усвоение которых необходимо будущим специалистам-международникам, дает им общее теоретическое и практическое представление о регионе специализации. В рамках Учебно-методический комплекса «Интеграционные процессы в АТР» отдельно рассматриваются как теоретические основы интеграции в их «восточной» интерпретации (азиатский регионализм, теория союзов применительно к Азии, сравнительный анализ европейского и азиатского интеграционного процесса), так и практические аспекты (история и современное состояние азиатской интеграции, принципы и особенности функционирования интеграционных объединений и организаций в АТР). Отдельное внимание будет уделено самостоятельным исследованиям и проектной работе студентов.

Курс ориентирован на студентов старших курсов бакалавратуры и магистратуры по направлению «Зарубежное регионоведение» и «Политология». Предусматривает 180 академических часов (5 кредитов ECTS) учебной нагрузки, из них 72 часов аудиторной работы (лекции 32 и практические занятия 40) и 108 часов самостоятельной работы студентов.

Для успешного освоения данного курса студент должен обладать базовыми знаниями по новой и новейшей истории стран Азии и Африки, знаниями английского языка, в объеме, достаточном для изучения аналитической литературы, базовыми знаниями основных тенденций международных отношений и мировой экономики, основ международного права и конституционного права отдельных стран. В дальнейшем для комплексного понимания проблематики и развития компаративистских навыков, рекомендуется изучение курса «Европейская интеграция», для более углубленного изучения теоретических аспектов, будет полезным освоение курса «Теории международной интеграции» и «Комплексное регионоведение», возможно специализированное изучение отдельных аспектов интеграции, как например «Экономическая интеграция», «Международное сотрудничество по вопросам безопасности».

Цели и задачи курса

В соответствии с назначением основной целью курса является изучение и анализ интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В задачи курса входит:

  1. Сформировать представление о сущности и особенностях интеграционных процессов, происходящих в Азиатско-Тихоокеанском регионе на базе общей интеграционной теории и конкретных примеров взаимодействия в регионе.
  2. Привить умение выносить аргументированное суждение в профессиональной области и формулировать проблему, выдвигать гипотезы и разрабатывать программу исследования с учетом междисциплинарных связей
  3. Отработать навык квалифицированного выполнения индивидуального исследовательского проекта в соответствии с заданными требованиями и представления  его на обсуждение в установленные сроки.

Образовательные результаты курса:

Знание и понимание:

  • понимание внутренних причин интеграционных и дезинтеграционных процессов в АТР
  • знание основных интеграционных группировок в АТР
  • понимание основных принципов и перспектив развития интеграционных процессов в АТР

Аналитические компетенции:

  • умение ориентироваться в научной и аналитической литературе, способность к эффективному поиску информации,
  • владение методами комплексного междисциплинарного исследования.
  • умение синтезировать новое знание, использовать результаты исследования для обобщающих выводов и оценок.
  • владение навыками экспертной оценки ситуации, умение анализировать экономические, политические и военные риски в регионе АТР.
  • умение работать с работать с большими массивами данных, находить и анализировать статистические показатели и применять их в дальнейшей работе

Системные компетенции:

  • способность, применять знания модулировать теоретический язык к анализу конкретной ситуации на практике.
  • способность к принятию решений (интуитивный выбор наилучшего решения, решения в состоянии стресса, построение дерева решений для проектной ситуации).
  • навыки конспективного реферирования и экспресс-анализа полученной информации.
  • навык представления данных статистического наблюдения в виде, удобном для восприятия, анализа и принятия решений (работа с мультимедийными материалами и программами).

В данный учебно-методический комплекс входят:

  1. Программа курса;
  2. Методические рекомендации для преподавателей;
  3. Методические указания для студентов;
  4. Тестовый список вопросов к курсу;
  5. Презентация;
  6. Сборника текстов для чтения;
  7. Комплект мультимедийных материалов;
  8. Учебное пособие «Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе».

Предложенный вниманию читателей УМК вошел в перечень новых электронных изданий МГИМО.

Управление научной политики,
Управление инновационного развития


Распечатать страницу