«Этнополитические проблемы современной Европы»

19.10.09

«Этнополитические проблемы современной Европы»

«Этнополитические проблемы современной Европы»

Автор: Тэвдой-Бурмули А.И.

Настоящий УМК предназначен для внедрения  в учебный процесс по направлению «Зарубежное регионоведение» на уровне «бакалавриат» (4 к.) и «магистратура» (1 к.). Он может использоваться как в качестве системного компонента регионоведческого образовательного модуля МГИМО (Европейские исследования), так и в качестве интегральной части комплекса курсов по этнополитической проблематике, ныне читаемых в МГИМО. В частности, речь идет о таких курсах как «Региональная подсистема международных отношений в Европе», «Международные политические процессы в Европе» (4 курс МО), «Европейские измерения глобальных проблем», «Актуальные проблемы современной Европы», «Европа в современном мире: сценарии развития» (1 курс Маг. «Регионоведение»), «Культура и религия Запада» (3 курс МО), «Нации в современном мире и России». Поскольку значительная часть обязательной  литературы к курсу англоязычна, от студента требуется знание английского языка на уровне чтения специальной литературы со словарем; среди рекомендованной литературы есть источники на французском и немецком языках, что делает желательным для слушателей владение вторым иностранным языком.

В соответствии с назначением основной целью курса является формирование у слушателей представления о характере и тенденциях развития этнополитических процессов в Европе и, в первую очередь, – в ареале Европейского союза.

В задачу курса входит ознакомление слушателей с проблематикой современных этнополитических феноменов современной Европы, понятийным аппаратом и основными методологическими подходами, применяющимися при ее анализе.   

Образовательные результаты курса:

ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ

Знание и понимание:

По итогам курса студенты должны:

- ориентироваться в таких категориях как этнополитическое взаимодействие, на­ционализм, идентичность, мультикультура­лизм, регионализация;

- иметь представление об уровнях и факторах развития этнополитических про­цессов в Европе;

- разбираться в проблематике иммигра­ционного фактора этнополитических про­цессов, современных трендах активности этнических меньшинств Европы;

- уметь оценивать перспективу разви­тия ЕС с учетом эволюции этнополитиче­ской динамики в регионе.

Образовательные методики (формы проведения занятий)

Лекции

Семинары

Круглые столы

 

 

 

Форма проверки знаний

Письменное эссе

Презентации PowerPoint

Итоговый письменный зачет

 

КОМПЕТЕНЦИИ

Аналитические компетенции:

навык поиска информации и подготовки презентаций (компетенция  «управление информацией и знаниями»)

комплексный и ситуационный анализ политических, социально-экономических и культурных процессов в международной среде (блок компетенций «Анализ и синтез»).

Образовательные методики(формы проведения занятий)

Лекции

Семинары

Круглые столы

 

Форма проверки развития  (степени овладения) компетенции

Презентации PowerPoint

Письменные эссе

Итоговый письменный зачет

Системные компетенции:

осмысление перспектив и пределов воздействия этнополитического фактора на параметры европейского социума и функционирование ЕС как значимого актора системы МО помогает студентам лучше понять технологии и тренды эволюции системы (кластер «управление изменениями»);

ознакомление слушателей с проблемами и практикой многоуровневого этнополитического менеджмента в зоне ЕС способствует формировании компетенции «Управление конфликтами» (кластер «управление изменениями»)

Образовательные методики(формы проведения занятий) Семинары

Круглые столы

 

Форма проверки развития  (степени овладения) компетенции

Тест

Деловая игра

Эссе

Коммуникационные компетенции:

Ознакомление с проблематикой мультикультурализма формирует компетентность слушателя как специалиста, готового к работе с нормами и традициями других стран;

ознакомление с практикой этнополитического менеджмента способствует становлению умения выступать посредником в разрешении конфликтов.

Образовательные методики (формы проведения занятий)

Лекции

Круглые столы

Форма проверки развития  (степени овладения) компетенции

Тест

Деловая игра

 

В данный учебно-методический комплекс входят:

  1. Программа курса;
  2. Методические комментарии для преподавателя;
  3. Методическое пособие для студентов;
  4. Тестовый список вопросов к курсу;
  5. Презентационные материалы;
  6. Сборника текстов для чтения;
  7. Комплект мультимедийных материалов;
  8. Учебное пособие «Этнополитические проблемы современной Европы»;

Тэвдой-Бурмули А.И. «Этнополитические проблемы современной Европы». Учебное пособие.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Немного теории. Понятия и их интерпретация

§1. Субъекты этнополитического взаимодействия. Нация, этнос, этничность

§2. Феноменология этнополитической активности. Национализм: его типы и его носители

ГЛАВА 2. Этнополитическая активность государствообразующего этноса в послевоенной Западной Европе: типология и эволюция феномена

§1. Конец 1940-х – 1960-е годы. Модернизация и деколонизация

- Пужадизм и проблема правого популизма

- Расизм как частный случай национализма: британский пример

- Национализм и правые консерваторы: казус Пауэлла

- Обновление дискурса национализма: «новые правые»

§2. Иммиграция как доминирующий фактор эволюции националистического ландшафта: 1970-е гг. – нач. XXI века

- Ж.-М .Ле Пен и его Национальный Фронт: путь в истеблишмент

- Немецкий радикальный национализм: что там, под тяжелой крышкой?

- Правые радикалы и власть: австрийский казус

- Иммиграция и национализм либерального Nation-State

- Национализм «новых диаспор»: антиколониализм приходит в метрополию

ГЛАВА 3. Национализм коренных этнических меньшинств стран Западной Европы §1. Националистическое пробуждение коренных этнических меньшинств
Западной Европы: фазы и факторы

- Левые регионалисты периода национального возрождения: Шотландия и Уэльс

§2. Модернизация и коренные этнические меньшинства. 1950-60 – е годы

§3. Децентрализация национального государства как фактор развития регионального национализма. 1960-90-е годы

§4. Регионалисты у власти. Конец XX-начало XXI веков

- Государствообразующий этнос против государства: бельгийский случай

§5. Национализм коренного этнического меньшинства в контексте 4региональной и общенациональной политии: некоторые обобщения

ГЛАВА 4. Этнополитическая динамика и европейский интеграционный процесс

§1.Интеграция и национализм государствообразующего этноса

§2 Европейские правые радикалы и интеграционный процесс

§3. Интеграция и коренные этнические меньшинства

Приложение 1 Управление этнополитическими рисками в интегрирующейся Европе

§1 Национализм как общеевропейский вызов: международный и наднациональный режимы противодействия националистической активности

§2 Национальный уровень управления этнополитическими рисками

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенный вниманию читателей УМК вошел в перечень новых электронных изданий МГИМО.

Управление научной политики,
Управление инновационного развития


Распечатать страницу