В поисках новых форм российско-китайского сотрудничества

09.11.09

В поисках новых форм российско-китайского сотрудничества

Специалисты МГИМО-Университета приняли участие в работе III Российско-китайской конференции «Двустороннее научно-образовательное сотрудничество вузов России и Китая».

Конференция прошла с 5 по 7 ноября в Москве. Организатором мероприятия стал Национальный исследовательский технологический Университет «МИСиС» при поддержке Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию.

Церемония открытия конференции началась с приветственного слова ректора МИСиС, профессора Д.В. Ливанова. Он отметил, что сотрудничество России и Китая в области науки и образования имеет давнюю историю, и сегодня, в эпоху глобализации, развитию этого сотрудничества должно уделяться особое внимание. Небезынтересным для нашей страны является изучение опыта Китая в деле реформирования системы высшего образования страны и создания университетов, имеющих сегодня мировое значение. Д.В. Ливанов подчеркнул, что необходимо увеличивать число российских студентов, изучающих китайских язык, и выразил надежду на установление новых полезных контактов между вузами двух стран. Теме дальнейшего развития сотрудничества было посвящено и зачитанное на конференции приветствие от Полномочного Министра-советника по делам образования Посольства КНР в Москве Пэй Юйфан.

Интересные цифры привела в своем докладе заместитель директора Департамента международного сотрудничества в образовании и науке Министерства образования и науки РФ Л.И. Ефремова. Она сообщила, что на сегодняшний день в России обучается более 15 тыс. китайских граждан, а в Китае — более 7 тыс. наших соотечественников. Русский язык изучается в 61 высшем учебном заведении Китая (в 1990 г. таких вузов было лишь 30), 33 китайских университета регулярно принимают российских студентов на обучение и стажировки. В обеих странах работают центры по поддержке изучения русского и китайского языков, ведется активная деятельность в области совместной подготовки бакалавров, магистров и аспирантов, разрабатывается база для создания Университета ШОС.

Об основах взаимодействия опорных  центров в области развития российско‑китайского научно‑образовательного сотрудничества рассказал собравшимся директор Центра стратегических исследований Китая РУДН, доктор исторических наук, профессор А.А. Маслов. Он обратил внимание аудитории на расширение географии сотрудничества в научно-образовательной области между Россией и Китаем. Если до недавнего времени совместная работа велась только в крупнейших городах‑побратимах (Москве и Пекине, Санкт‑Петербурге и Шанхае, Владивостоке и Харбине), то сейчас этим процессом охвачены практически все регионы наших стран. Расширение форм межвузовских контактов позволило перейти от системы языковых стажировок к совместным образовательным программам, в рамках которых студенты изучают не только русский или китайский язык,  но и предметы специализации. Ведется работа над созданием программ «двойного диплома»  и совместного руководства аспирантами, организованы совместные научные центры и получена государственная поддержка для дальнейшего углубления сотрудничества. В качестве проблемных аспектов этой деятельности  А.А. Маслов отметил недостаток информации на местах о нормативно-правовой базе и допустимых формах сотрудничества, недостаточно высокий уровень подготовки специалистов по Китаю в ряде российских  вузов, несогласованность действий российских и китайских университетов, их слабую информированность о государственных программах поддержки двустороннего научно‑образовательного сотрудничества.

Главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, доктор исторических наук Н.Е. Боревская в своем докладе «Новые тенденции студенческого обмена в КНР в условиях мирового кризиса: выводы для России» отметила, что российским образовательным учреждениям следует повысить привлекательность российского образования для китайских студентов. Особенно это важно сейчас, в период значительного увеличения числа китайских граждан, получающих образование за рубежом, в том числе и за собственный счет. Примером эффективной маркетинговой стратегии по завоеванию образовательного рынка КНР, по мнению Н.Е. Боревской, может послужить подписание соглашения между Университетом Эдинбурга и китайской стороной, согласно которому для китайских студентов, обучающихся в Шотландии,  была установлена преференциальная стоимость обучения, более низкая по сравнению со стоимостью обучения для иностранных студентов из других государств. Тем не менее, российское образование по инженерному и политехническому направлениям по‑прежнему остается весьма привлекательным для китайских граждан. Этот фактор необходимо всемерно использовать для продвижения российского высшего образования за рубежом (пусть даже первоначально, в качестве временной меры, предлагая китайским студентам совместные образовательные программы на английском языке).

Накопленным опытом в области научно-образовательного сотрудничества поделились с собравшимися представители Омского государственного педагогического университета, Санкт‑Петербургского государственного университета и Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

Второй и третий день работы конференции были посвящены докладам и проведению круглых столов по основным вопросам организации российско-китайского научно‑образовательного сотрудничества.

От МГИМО в работе конференции приняли участие руководитель магистерских программ Управления магистерской подготовки, кандидат политических наук, доцент кафедры востоковедения К.А. Ефремова и начальник отдела развития профессиональных компетенций Управления инновационного развития Е.Г. Хормач.

Управление инновационного развития
Управление магистерской подготовки


Распечатать страницу