Формирование навыков критического анализа: как это преподается в МГИМО

08.02.10

Формирование навыков критического анализа: как это преподается в МГИМО

О новых методиках, применяемых в учебном процессе, мы беседуем сегодня со старшим преподавателем кафедры мировых политических процессов Юлией Александровной Никитиной.

Юлия Александровна, в 2007 году время стажировки в Королевском институте международных отношений в Лондоне вы работали над созданием курса «Стратегия научного дискурса в анализе международно-экономических явлений». Расскажите, пожалуйста, об этом курсе.

Курс предназначен для студентов 1 курса магистратуры, обучающихся по программе «Международная политика и транснациональный бизнес» на Факультете политологии. Рассматриваемые в рамках курса темы находятся на стыке международно-политических и международно-экономических исследований: например, это проблемы социальной ответственности транснационального бизнеса, управление корпоративным имиджем на международной арене, влияние политических факторов на инвестиционную привлекательность той или иной страны, экономические инструменты обеспечения национальной безопасности, экономические факторы в вооруженных конфликтах, экономические аспекты борьбы с изменением климата и др.

Курс представляет собой практикум и имеет проблемно-ориентированный характер, то есть направлен на формирование у магистрантов навыков критического анализа и научно-исследовательской работы, что предполагает ознакомление с различными подходами к анализу и решению той или иной проблемы и формулирование собственного аргументированного мнения.

Расскажите, пожалуйста, подробнее, какие методики обучения вы используете, чтобы сформировать навыки научно-исследовательской работы и критического анализа? Как проходят занятия?

Цель научно-исследовательской работы — получение нового знания, в том числе, и на основе знания уже имеющегося при помощи его критического анализа, то есть выявления существующих несоответствий, противоречий, ограничений и предложения способов их преодолеть. Основная сложность при обучении навыкам анализа состоит в том, чтобы отучить студентов от складывающейся еще со школы установки на восприятие получаемой от преподавателей информации как раз и навсегда установленной истины. Вместе с тем, в социально-гуманитарных науках может быть несколько конкурирующих объяснений одних и тех же феноменов. Однако в настоящее время предлагаемые школьникам и студентам формы проверки знаний — контрольные работы, тесты, вопросы к экзаменам (тот же ЕГЭ) — предполагают более или менее однозначные ответы, что, несомненно, облегчает задачу оценивающего. Вместе с тем это не вполне соответствует тем профессиональным задачам, с которыми придется столкнуться будущим выпускникам: в реальной жизни приходится решать задачи комплексные и плохо структурированные в условиях недостатка времени и достоверной информации.

Еще несколько десятилетий назад высшее образование ценилось за возможность доступа к специальным знаниям, которые можно было получить только в вузах. В последние годы с развитием сети Интернет и цифровых носителей доступ к специальным знаниям может получить практически каждый и практически моментально. Поэтому более важными оказываются навыки быстрого поиска и обработки специализированной информации: умение находить надежный источник, достоверные факты отличать от недостоверных, факты — от мнений, экспертные оценки — от оценок ангажированных и т. д. Студентов необходимо учить работать с информацией, а не просто заучивать и воспроизводить ее.

В первой части курса в рамках специальных «тренировочных» семинаров студенты применяют на практике навыки синтеза и критического анализа информации. Выполненные работы без выставления оценки подробно анализируются на вводных занятиях, выявляются наиболее часто повторяющиеся проблемы. Как правило, у студентов возникают сложности с синтезом и логичным структурированием материала, отделением второстепенных деталей от главных, формулированием собственных выводов. Подробный разбор слабых сторон студенческих работ помогает учащимся на практике усвоить требования, применяемые в научном сообществе к аналитическим текстам. После тренировок в рамках основной части курса студенты выполняют работы уже «на оценку».

Расскажите, пожалуйста, о формах самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Какие из них Вы считаете наиболее эффективными? Как студенты могут использовать полученные навыки и умения в их будущей профессиональной деятельности?

В результате обучения студенты должны овладеть навыками представления результатов собственного научного исследования в различных видах: это коллективная научная презентация, выполненная в программе Power Point, а также аналитическое эссе, постер, критический анализ текста и схема (mind map).

Презентация длительностью около 20–30 минут готовится группой из двух-трех студентов в программе Power Point. Тема презентации формулируется студентами самостоятельно в зависимости от выбранной проблематики. Презентация не должна содержать только пересказ фактов или теорий, чем часто студенты и ограничиваются: нужно обязательно представить собственный критический анализ проблематики. Навыки подготовки компьютерных презентаций, несомненно, пригодятся выпускникам в практической деятельности, потому что отчеты о результатах деятельности или об осуществленных проектах в различных компаниях все чаще представляются именно в виде презентаций.

Аналитическое эссе не должно быть по объему более 2 страниц, что примерно соответствует требованиям к аналитическим запискам для руководства, которое не будет читать 30-страничный текст, а ограничится так называемым executive summary. Соответственно, навыки, необходимые для написания эссе — это умение формулировать основную проблему, синтезировать имеющуюся информацию и четко формулировать выводы и рекомендации.

Критический анализ также имеет небольшой объем и проводится на основе одной статьи или главы из книги. Цель критического анализа — выявить, насколько полно в изучаемом источнике раскрыта заявленная тема, убедительна ли аргументация автора, нет ли в тексте противоречий, несоответствий, нарушений логики и т. п. Критический анализ чужих текстов помогает студентам по-новому взглянуть и на свои работы.

Форма визуального представления результатов исследования в виде постера-плаката (poster presentation) достаточно широко распространена на Западе и практически не встречается в России. Как правило, постеры используются на выставках, где, в отличие от конференций, нет аудитории, а есть толпа, а плакат дает возможность быстро ознакомить приходящих и уходящих зрителей с основными тезисами. Учитывая все большее распространение в России специализированных профессиональных выставок, навыки составления постеров могут пригодиться на месте будущей работы.

Схема (mind map) используется для визуального структурирования какой-либо темы, выделения основных структурных элементов и установления связей между ними.

Пожалуй, наибольшее число навыков и компетенций помогает приобрести работа над коллективной презентацией — помимо уже упомянутых аналитических компетенций, это также и работа в группе, умение распределить обязанности, навыки работы со специальной компьютерной программой, навыки эффектной устной презентации доклада.

Как воспринимают студенты новые методики преподавания? С какими трудностями приходится сталкиваться при оценивании образовательных результатов?

Любые новые формы работы на семинарах вызывают интерес, но выполнение домашних заданий требует значительно больше времени и интеллектуальных усилий, чем студенты привыкли тратить на подготовку к занятиям. Обычно при подготовке к докладу студенты основную часть времени тратят на поиск и подбор подходящих материалов и по остаточному принципу выделяют время на их чтение и превращение в относительно связный текст. На семинарах я стараюсь полностью обеспечить студентов необходимой литературой, чтобы освободить им время для аналитической работы. Если я заранее знаю, на основе каких источников подготовлена работа, мне проще отделить собственное мнение студента от пересказа чужих мыслей. Если же студент готовится по самостоятельно найденным, как правило, в интернете, источникам, оценки за доклады фактически выставляются за школьные навыки пересказа и понимания текста. Точно так же оценки за аналитические справки и курсовые работы без проверки на плагиат чаще всего de facto ставятся за навыки поиска информации в интернете и владение функциями copy+paste.

В 2008 году, также в рамках Инновационной программы, Вы приняли участие во Второй международной Академии по критическому мышлению. Что было предметом обсуждения и обучения на этом семинаре?

Организатором Академии выступил американский Фонд критического мышления с участием Оксфордского Центра по изучению политики в сфере высшего образования (OxCHEPS). В Академии приняли участие более 30 слушателей — преподавателей различных дисциплин в вузах из 12 стран. В ходе бесед с преподавателями из различных стран выяснилось, что, как и в России, основной проблемой является отсутствие у студентов навыков критического мышления, семинарские занятия сводятся к пересказу учебников или лекций. Вместе с тем, у российских вузов есть значительное преимущество для развития у студентов навыков критического мышления: на Западе, как правило, по одному курсу бывает всего лишь от 1 до 3 семинарских занятий, а не 8–9, как в России.

При изучении социально-гуманитарных дисциплин студенты должны демонстрировать не только и не столько знание фактов и теорий, сколько навыки анализа, однако, как именно нужно проводить анализ, студентов практически не обучают, в результате их анализ — это чаще всего пересказ чужого анализа из учебника или научных статей. Методика обучения критическому мышлению предлагает студентам (и преподавателям) конкретные аналитические инструменты. Организаторы Академии, основатели Фонда критического мышления д-р Ричард Пол и д-р Линда Элдер предложили следующую формулу: когда мы думаем, то делаем это с определенной целью на основе некоторого мнения, основанного на предположениях/гипотезах, которые ведут к определенным последствиям; мы используем концепции, идеи и теории для интерпретации фактов и данных для ответа на вопросы и решения проблем. Таким образом, можно выделить восемь основных элементов аналитического мышления:

— цели исследования;

— исследовательские проблемы, вопросы;

— данные, факты, информация;

— интерпретации, выводы;

— концепции, теории, идеи;

— предположения, гипотезы;

— последствия;

— мнения, точки зрения.

Также существует ряд интеллектуальных стандартов, которым излагаемые мысли должны соответствовать. Это ясность, соответствие фактам, точность, соответствие целям/релевантность, глубина, широта, логика, умение отличить значимое от незначительного, непредвзятость. Соответственно, одновременное использование элементов аналитического мышления и интеллектуальных стандартов и составляет основу критического мышления. В задачи преподавателей входит научить студентов пользоваться этими инструментами и следить за их постоянным использованием при устных выступлениях на семинарах или в письменных работах студентов.

В рамках Академии по критическому мышлению слушателям был также продемонстрирован весьма интересный подход — метод направленной генерации идей: преподаватель задает «наводящие» вопросы, которые позволяют прийти к заранее намеченному выводу, то есть новое для студентов знание рождается в процессе диалога. Подобный «сократический диалог» позволяет выявить, просто ли студенты заучили материал или у них есть понимание причинно-следственных связей между событиями и механизмов взаимодействия субъектов. Однако этот подход требует относительно подробно разработанного «сценария» диалога, что достаточно трудоемко.

Удается ли сейчас на практике применять методики, которым был посвящен семинар? Если удается, то, как и где? Если нет, то, что мешает?

Основная заслуга разработчиков описанной выше методики обучения критическому мышлению — в составлении подробных методических материалов для обучения студентов. Однако для их применения в учебном процессе в МГИМО все же необходима существенная адаптация и инкорпорирование некоторых других методик обучения. Вместе с тем, отдельные элементы этой методики я использую в курсе для магистратуры, о котором мы говорили ранее.

Используете ли Вы в своей практике технические средства поддержки учебного процесса?

Да, благодаря программе дополнительного профессионального образования «Интернет-компетентность», организованной Управлением интернет-политики, мне удалось познакомиться с возможностями Системы дистанционного образования МГИМО (У) и первой из преподавателей Университета еще в 2007 году разместить дистанционные модули для поддержки очных курсов нашей кафедры. Кроме коллег с кафедры мировых политических процессов, позднее систему освоили и активно стали использовать преподаватели кафедры востоковедения и Международного института управления. Однако, в целом размещают свои курсы на сайте Дистанционного обучения не более 10 преподавателей из 3 подразделений. Подобная ситуация может объясняться следующими причинами:

— недостаточной информированностью о существовании системы дистанционного обучения (для ознакомления с ней регулярно проводятся курсы «Интернет-компетентность»);

— высокой трудоемкостью процесса создания и подержания дистанционного модуля;

— появившейся около года назад возможностью оперативно размещать программы курсов и любую другую информацию на страницах кафедр и подразделений, благодаря доступу через т.н. личный кабинет на портале МГИМО;

— наличием альтернативных способов общения со студентами-либо по электронной почте (сейчас практически все студенческие группы имеют коллективные адреса электронной почты), либо благодаря сервису Google Groups, который предоставляет многие из функций, доступных в рамках системы дистанционного обучения МГИМО.

И все же, несмотря на трудоемкость и временные затраты, использование информационных технологий сильно облегчает задачи коммуникации между преподавателем и студентами, что способствует повышению эффективности процесса обучения в целом.

Беседовала Елена Балашова,
Управление инновационного развития


Распечатать страницу