Английский язык профессии. Нефтегазовый комплекс

12.02.10

Английский язык профессии. Нефтегазовый комплекс

МГИМО продолжает выпуск на оптических носителях лучших УМК Инновационной образовательной программы по языковым дисциплинам.

Руководитель ВТК: к.э.н., доцент кафедры английского языка №2 Егорова Елена Викторовна
Члены ВТК: ст. преподаватель кафедры английского языка №2 Матюшина Василиса Валерьевна, к.э.н., ст. преподаватель кафедры английского языка №2 Шпынова Анна Игоревна

Предлагаемый учебно-методический комплекс ориентирован на студентов — будущих специалистов в области топливно-энергетического комплекса, а также на уже работающих в этой сфере менеджеров, желающих повысить уровень своей языковой подготовки в условиях активной интернационализации и глобализации нефтяного бизнеса.

Программа и учебное пособие разработаны в соответствии с новейшими требованиями стандартов третьего поколения, с учетом имеющегося богатого опыта методики преподавания иностранных языков в МГИМО и современными достижениями научно-исследовательских разработок ведущих английских издательств, занимающихся выпуском книжной продукции для профессиональных пользователей. Это своего рода первое в своей области учебное пособие, включающее в себя грамматический, лексико-терминологический, коммуникативно-разговорный и мультимедийный компонент с интерактивным электронным расширением. При этом в отличие от многих зарубежных учебных пособий такого рода предлагаемый учебный комплекс насыщен текстовой информацией специального характера. Значительное количество заданий подразумевает самостоятельную работу над изучаемым материалом, причем как в индивидуальном порядке, так и в формате рабочей группы-команды.

Тематика и содержание УМК

Базовый учебник УМК состоит из десяти основных глав и трех вспомогательных глав на повторение, самостоятельную активизацию и проверку полученных знаний и навыков, а также снабжен приложениями (глоссарием и текстами видео- и аудио-сюжетов). Наличие вспомогательных глав, содержащих обширную дополнительную информацию по тематике курса, позволит преподавателям гибко подстраивать курс под уровень студентов, дополняя при необходимости основные задания более сложными. Для изучения представлены следующие основные темы и проблемы: общая характеристика нефтяной компании, история создания и развития ведущих нефтяных компаний мира, конъюнктура мирового рынка нефти. Также предложены для рассмотрения: перспективы развития мировой энергетики, главные районы нефтедобычи в мире, проблемы взаимодействия организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и международного энергетического агентства (МЭА), представляющего интересы стран-импортеров нефти, нефтяная промышленность в России, нефтяные контракты и сотрудничество в энергетической сфере, газовая промышленность, новые источники энергии. В основу учебного материала положены самые последние публикации отчетов международных организаций, материалы конференций по проблемам энергетики, статьи из периодических английских и американских изданий, с интернет-сайтов. Создана возможность постоянного обновления содержания УМК — приведены многочисленные ссылки на соответствующие интернет-страницы, блоги, форумы. В целях приобщения студентов к практике делового общения авторы пособия знакомят их с разнообразными документами — от визитных карточек и образцов внутрифирменной корреспонденции до программы нефтяной выставки и нефтяного контракта. При составлении учебного пособия был учтен опыт передовых английских издательств учебной литературы из Кембриджа и Оксфорда: обязательные для запоминания термины — словарный минимум предлагается в формате небольших врезок, расположенных почти на каждой странице, что должно способствовать их лучшему усвоению. Также в формате врезок-окон дана информация, заслуживающая особого внимания студентов или требующая их особой оцеки и анализа. Красочным дополнением к базовому учебнику является подборка видео- и аудио-сюжетов по тематике ТЭКа.

Инновационность

При разработке и создании УМК во главу угла была поставлена идея максимальной интерактивности обучения, достигаемая за счет непосредственного вовлечения студентов в процесс познания, превращения учащегося из объекта в субъект и равноправного участника современных схем и моделей образования с использованием передовых технологий. Этой идее подчинены используемые в учебном комплексе новые формы и методы обучения (мозговой штурм, групповое решение кейсов, моделирование международной энергетической конференции, ролевые игры и т. д.), направленные в то же время на формирование знаний и компетенций, соответствующих критериям и стандартам третьего поколения.

Предлагаемое учебное пособие развивает у студентов следующие важнейшие компетенции:

  • Аналитические
    — управление информацией и знаниями — способность к эффективному поиску информации в интернете, включая поисковые системы и базы данных; способность играть различные роли в информационно-коммуникационной среде, навыки работы с мультимедийными материалами; способность быстро создавать презентации на основе размещенного в интернете материала;
    — анализ и синтез — владение прикладными методами и методиками анализа, включая изучение кейсов, игровые методики, SWOT анализ.

  • Системные 
    — способность к самостоятельной работе и обучению — способность брать ответственность за выполнение задач; способность демонстрировать самостоятельное обучение.

  • Коммуникационные
    — работа в международной среде — способность работать в мультикультурной среде; умение организовывать переговоры, включая переговоры в многоязычной среде; умение выступать посредником в деловых переговорах; способность к эффективной презентации своего проекта или компании;
    — работа в команде — обеспечение привлекательности и живости дискуссий внутри сообщества в режиме реального времени; способность к прекращению дискуссии и предоставлению конструктивного обратного отклика;
    — знание иностранного языка — способность к восприятию и документированию мультимедийной информации на иностранных языках в режиме реального времени; способность к представлению своих работ в письменной форме на иностранных языках; способность к мышлению на иностранных языках; навыки презентации на иностранных языках; навыки устного выступления на иностранных языках;
    — взаимодействие со специалистами из других областей — способность к одинаковому пониманию темы, умение воспринять жаргон и терминологию; способность к тесным взаимоотношениям и частому общению.

Особый интерес у студентов должны вызвать Интернет-исследования (сравнительная характеристика ведущих нефтяных компаний, обзор рынка нефти США, сравнительный анализ статистической информации сайтов ОПЕК и МЭА, нефтяная промышленность России глазами составителей веб-энциклопедии Wikipedia, анализ хода выполнения проекта Сахалин-2, газовый картель — перспективы формирования).

УМК способствует формированию у студентов уникальной системы знаний актуальных проблем топливно-энергетического комплекса наряду с не менее важной способностью их самостоятельного пополнения при помощи технологий ХХI века.

Предложенный вниманию читателей УМК вошел в перечень новых электронных изданий МГИМО.

Управление научной политики,
Управление инновационного развития


Распечатать страницу