Учебное оборудование для изучения иностранных языков

07.09.10

Учебное оборудование для изучения иностранных языков

Мы продолжаем серию публикаций Дирекции информационных технологий о технических комплексах Университета. Сегодня вашему вниманию предлагается рассказ заместителя директора ДИТ А.В. Вострухина о лингафонном оборудовании.

В Университете уделяется особое внимание применению технических средств для изучения иностранных языков. Используя возможности лингафонного кабинета, преподаватель может совмещать работу студентов в группе и работу с отдельным студентом.

Первоначально основной для создания лингафонного кабинета служили катушечные магнитофоны, объединенные системой коммутации и управления. Несколько типовых лингафонных кабинетов успешно функционировало еще в учебном корпусе на Метростроевской,53.

Они имели стандартный набор функций: режим трансляции различных источников аудиосигнала, режим диалога, режим индивидуальной работы. Классическая компоновка лингафонного кабинета представляет собой набор специализированной мебели: студенческие кабины, специализированный стол преподавателя с пультом управления и двумя встроенными магнитофонами в качестве источников звукового сигнала. Как правило, число мест в лингафонном кабинете варьировалось в зависимости от площади помещения от 6 до 12,чаще — 8 или 10 мест.

Самостоятельная языковая подготовка студентов осуществлялась в фонозале учебного корпуса. Помещение было разделено на индивидуальные рабочие места, на каждом, из которых установлены катушечные магнитофоны типа «Комета — 201» с наушниками, отдельно по просьбе пользователя выдавался микрофон. В зале размещалась фонотека с рабочими аудиоматериалами.

Источниками аудио помимо магнитофонов служили и проигрыватели с оригинальными виниловыми пластинками с записями носителей иностранного языка. В качестве дополнительных технических устройств в лингафонных кабинетах устанавливались графо- и диапроекторы. Такие учебные кабинеты назывались комплексными. Совмещение звукового и видеоряда существенно повышало эффективность учебных занятий. Вероятно, это был прообраз будущих мультимедийных кабинетов.

Фономатериалы для лингафонных кабинетов записывались в студии звукозаписи на магнитную ленту. Они изготавливался в трех экземплярах: эталон (студия звукозаписи), рабочий материал для самостоятельной работы (фонозал) и рабочий вариант для лингафонного кабинета. Для получения материалов на занятие преподаватель заранее оформлял заявку. Их подбирали в фонотеке и разносили по лабораториям устной речи учебного корпуса.

В новом учебном комплексе Университета на проспекте Вернадского были смонтированы несколько десятков катушечных лингафонных кабинетов «Тесла AZD-340».Первоначально кабинеты располагались относительно равномерно по учебному зданию, но в последствии сгруппировались на четвертом и втором этажах. Компактное расположение помещений позволяло оперативно решать вопросы технической поддержки учебных занятий.

На смену морально устаревшей лингафонной технике со временем пришли более современные модели кабинетов на базе кассетных магнитофонов (модель IS-9 Tandberg, модель AZD-390 Tesla). Лингафонное оборудование, сконструированное на основе кассетных магнитофонов и с применением в качестве элементной базы новейших микросхем и сенсорных пультовых коммутационных переключателей, оказалось достаточно надежным и годным для интенсивной его эксплуатации. Применялось это оборудование в учебном процессе не менее десяти лет.

Одновременно с переходом на применение в учебном процессе компакт-кассет проходил постепенный перенос фономатериалов на этот тип носителя (записи на магнитной ленте на катушках оставались только в эталонной фонотеке). Переход на кассеты принципиально не улучшил схему организации и размещения фономатериалов. Они по-прежнему хранились в фонотеках лабораторий устной речи, правда, занимали меньше места на полках. Но в целом перезапись сыграла положительную роль: она позволила откорректировать фонотеку, убрать старые и восстановить изношенные материалы, провести комплексную сверку фонда и ввести новую индексацию в соответствии с профилем учебных материалов.

Затем было принято решение о применении в лингафонных кабинетах видеомагнитофонов. В процесс создания учебных материалов включилась Телестудия МГИМО. В результате была создана обширная видеотека учебных материалов на различных иностранных языках.

Еще одним существенным источником фономатериалов для учебных занятий в этот период была запись радиопередач на иностранных языках. Устройства, установленные в учебном корпусе, позволяли осуществлять прием и запись эфира с достаточно высоким качеством звучания.

Учебное оборудование в залах для самостоятельной подготовки студентов учебного корпуса на проспекте Вернадского также было модернизировано в соответствии с планами поэтапного обновления и совершенствования учебной техники. Вместо катушечных магнитофонов, установленных в студенческих кабинетах каждого из залов, кассетные магнитофоны были установлены в стойки и размещены в аппаратной залов. Индивидуальное управление магнитофонами осуществлялось с пультом управления из кабин, при этом доступ к самим магнитофонам пользователям был закрыт. Модернизация залов позволила расширить список функций — появилась возможность проводить групповые экзаменационные и зачетные работы по аудированию.

В конце 90-х гг. было принято решение о постепенной замене кассетного лингафонного оборудования Tesla на более современные модели лингафонные кабинетов.

Дальнейшее развитие лингафонное оборудование получило с возможностью применения компьютерных технологий. В это время на рынке учебного оборудования появились новые модели лингафонной техники. Они имели программное управление, обеспечивая при этом доступ пользователям по локальной компьютерной сети к базам данных, к ресурсам сети интернет, к телевизионной сети Университета.

В качестве источников учебных материалов, применяемых в мультимедийных лингафонных кабинетах, а также учебных семинарских аудиториях, используются материалы, подготовленные Телестудией и студией звукозаписи, материалы, подготовленные преподавателями собственными силами. Преподавателю в лингафонном кабинете стали доступны ресурсы сети интернет в режиме реального времени, видео и телевизионные материалы. Все учебные материалы в цифровом формате размещаются на дисковом пространстве комплекса серверов локальной компьютерной сети.

Важную роль в развитии и внедрении компьютерных технологий в учебном процессе Университета сыграло принципиальное решение об организации высокоскоростной локальной компьютерной сети. Локальная компьютерная сеть объединила учебные лингафонные кабинеты и аудитории с источниками учебных материалов, размещенных в единой базе данных. При этом локальная компьютерная сеть и ее основные компоненты обеспечены достаточно прочной защитой от внешних воздействий. Переход к новым техническим решениям как-то незаметно позволил отказаться от применения каких-либо носителей для фоно- и видеоматериалов в учебном процессе. Сейчас преподавателям нет необходимости оформлять заявки, а персоналу лаборатории ТСО подбирать и разносить требуемые материалы. Одновременно прекратили свое существование фонотеки, а их помещения переданы в аудиторный фонд.

Большим преимуществом новых лингафонных кабинетов стал переход на виртуальные аудиомагнитофоны. Перед размещением в базе данных компьютерная обработка всех фономатериалов осуществляется в студии звукозаписи. Модернизация студии звукозаписи была выполнена в соответствии с современными требованиями в рамках инновационной программы по развитию и совершенствованию материально-технической базы Университета. Аналогичная программа по модернизации материально-технической базы оборудования была осуществлена в Телестудии.

В настоящее время в учебном процессе задействовано 49 современных лингафонных кабинетов (модель Telesta). Существенным дополнением в лингафонных кабинетах стал мультимедийный проектор, скоммутированный с управляющим лингафонным кабинетом компьютером. Лингафонные кабинеты оснащены современными мультимедийными проекторами.

Залы для самостоятельной работы сегодня не узнать… Персональные компьютеры установлены на рабочих местах пользователей. Компьютерная техника обеспечивает студентам следующие функции: доступ к аудио-, видео- и текстовым учебным материалам, к ресурсам сети Интернет, позволяет работать с прикладными и учебными программами, просматривать спутниковые телевизионные программы трансляционной сети Университета в режиме реального времени, осуществлять аудиозапись, проводить экзаменационные и зачетные работа по иностранным языкам и другим учебным предметам.

Дирекция информационных технологий


Распечатать страницу